Раздел: КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Страницы: 23-32
Коды: УДК 378 ББК 74.480
Заглавие: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ «НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»
Авторы: Л.В. Львов
Аннотация: Изложена авторская позиция на формирование общекультурных и базовых профессиональных компетенций и развитие потенциала обучающегося как основной задачи преподавания и изучения «непрофильных (неосновных) дисциплин». Представлены обобщенные результаты исследования, полученные методом тестирования и экспертной оценки на уровне средних значений для организационно-управленческой деятельности, включающие: тип направленности, структуру мотивов обучающихся, свойства личности, значимые для обучения и профессиональной деятельности, уровень сформированности профессиональных компетенций. В качестве условий эффективности образовательного процесса обосновываются: приоритет студентоцентрированности, оптимизации профессионально-образовательной среды, симметричность научного и естественного языков преподавания при максимальном сохранении внутренних смыслов и логики научного дискурса, опора на витагенный опыт и прагматические потребности обучающегося. Утверждается положение об отборе мотивационных, содержательных, технологических и оценочных компонентов обучения по критерию эффективности и оптимальности достижения социально-личностных целей образовательно-профессионального процесса.
Ключевые слова: компетенция, мотив, усвоение непрофильной, профильной учебной дисциплины, витагенный опыт, студентоцентрированность, оптимизация профессионально-образовательной среды.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1995.
2. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд-во, 2004. – 176 с.
3. Зараковский Г.М. Социально-личностное благополучие в структуре качества жизни общества: показатели и критерии // Качество жизни: критерии, оценки. – М., 2003. – С. 20-32.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М: Академия, 2009. – 384 с.
5. Кудрина Е.А. Cоздание условий для развития психологического потенциала студен- тов как основная задача преподавания психологических дисциплин: Психология и педагогика высшей школы: теория, эксперимент, практика: коллект. монография. – Курск: КурсГСА, 2011. – С. 175-182.
6. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.
7. Львов Л.В. Формирование способности и готовности к профессиональной деятель- ности как цель личностно-развивающего профессионального образования // Вест- ник МГАУ. 2006. Выпуск № 2(17). С. 30-35.
8. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирова- ние техники, программных средств и среды. – М., 2001.
9. Осташевский С.М., Усынина Т.В. Инновационные процессы в образовании как эко- номический фактор развития РФ // Современная высшая школа: инновационный ас- пект. 2014. № 3. С. 17-28.
10. Федоров С.Е. Проектирование образовательного процесса вуза на основе компетент- ностного подхода: сб. науч. тр. СГА. – М.: СГУ, 2009. – С. 42-67.
11. Шихов Ю.А. Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мо- ниторинга подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз»: автореф. дис. …д-ра пед. н. – Ижевск: ИжГТУ, 2008. – 32 с.
12. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994.
13. Ярулина Л.П. Формирование базовых управленческих компетенций студентов выс- шей школы // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 4. С. 11-18.
: