Раздел: ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Страницы: 77-82
Коды: УДК 371.21 ББК 74.024
Заглавие: РОЛЬ СИСТЕМЫ ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Авторы: Е.В. Годлевская
Аннотация: Рассматривается решение задач как процесса мышления с позиций системного, ки- бернетического, информационного, психологического и педагогического подходов. В контексте витагенного опыта обучающегося и оппозиционной шкалы «понимания за- дачи / непонимания задачи» обосновывается система графических форм представления информации. Определяется роль графических форм в процессе перехода объективных составляющих задачи в субъективные, что обладает потенциалом влияния системы на процесс понимания и решения задачи за счет расширения и обогащения чувственного опыта решателя через абстрактное мышление и перехода к практическим действиям посредством построения алгоритма мыслительной деятельности.
Ключевые слова: система мыслительная задача, решатель, система графических форм представления информации, витагенный опыт.
Список литературы:
1. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. – М. Педагогика.1990. – 184 с.
2. Костюк Г.С. Психология: пособие для студентов педвузов. – Киев: Ред. шк., 1968. – 527 с.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1972. – 575 с.
4. Лихолетов В.В. Профессиональное образование: гуманизация и технологии творчества: монография. – М.: МГИУ, 2001. – 333 с.
5. Львов Л.В. Компетентностно-контекстная система подготовки специалистов с оперативным характером профессиональной деятельности: монография. – М.: СГА, 2009. – 286 с.
6. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005. – 176 с.
7. Ньюэлла А., Саймон Г. Процессы творческого мышления // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965. – С. 500-530.
8. Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. – М.: Политиз- дат, 1967. – 272 с.
9. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958. – 282 с.
10. Спирин С.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (разворачивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Роспедагенство, 1997. – 124с.
11. Тулькибаева Н.Н. Теория и практика обучения учащихся решению задач: монография. – Челябинск: ЧГПУ, 2000. – 239с.
12. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. – М.: Высш. школа,1982. – 223 с.
: