Раздел: КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Страницы: 17-24
Коды:
DOI 10.7442/2071-9620-2016-1-17-24
УДК 37.013.42
ББК 74.66
Заглавие: МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторы: Р.А. Литвак
Аннотация: Содержательно в личностно-деятельностном подходе представлено построение положений о личности, о роли личности в социально-культурной деятельности, которую благодаря социо-культурной направленности следует рассматривать как систему. В связи с анализом понятия «личность» приведено понятие «деятельность», ее основные характеристики, рассмотрены процесс социализации личности, взаимодействие личности и общества. Рассматривается проблема развития социально-культурной деятельности как отрасли научного знания, требуещего применения теоретико-методологических подходов. Показано, что ведущая роль в процессе интеграции и преемственности социальных, культурологических и педагогических составляющих теории, методики и организации социально-культурной деятельности принадлежит системному подходу, на основе которого происходит руководство внутренними внешними и общими научными принципами. Обоснован выбор личностно-деятельностного и социокультурного подходов в качестве основания применения интегративного подхода к социально-культурной деятельности, помимо системного подхода.
Ключевые слова: интеграция, системный подход, социокультурный подход, личностно-деятельностный подход, социально-культурная деятельность.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / под ред. А.А. Бодалева. – М.; Воронеж, 1996. – 384 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл; Академия, 2002. – 416 с.
3. Беляева Л.А., Беляев М.А. Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная модель // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 1 (33). С. 68-74.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психоло- гические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1981. – 479 с.
6. Демин М.В. Проблемы теории личности. – М., 1997. – 240 с.
7. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). – М., 1974. – 328 с.
8. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. – М., 2006. – 394 с.
9. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 7-17.
10. Литвак Р.А. Социально-педагогическая деятельность как социально-культурный феномен социокультурного образования и развития личности // Проблемы педагогики социально-культурной деятельности: монография ‒ Челябинск, 2015.
11. Литвак Р.А., Дуранов М.Е., Дуранов И.И. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика: монография. – М.: Владос, 2009. – 242 с.
12. Литвак Р.А. Социокультурный подход к процессу социализации личности молодого специалиста. // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 165-167.
13. Лобковиц Н.И. Что такое личность // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 54-64.
14. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды. – М.: Педагогика, 1984. – 271 с.
15. Полонский В.М. Биологическое и социальное в развитии и формировании человека // Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Фундаментальные проблемы нейронаук: функциональная асимметрия, нейропластичность и нейродегенерация / Научный центр неврологии РАМН (18-19 дек. 2014 г.). – М., 2014. С. 743-748.
16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976. – 338 с.
17. Слободчиков В.И. Вопросы теории и диагностики психического развития: монография. – М: 1982.
18. Субетто А.И. Образовательная системология, онтология и эпистемология компетентностного подхода // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. № 2 (14). С. 45-61.
19. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.1 / сост. С.Ф. Егоров. – М.: 1988. – 416 с.
20. Флиер А.Я. Образование // Культурология. XX век. – СПб., 1997.
21. Шелер М.Формы знания и образование // Человек. 1992. № 4. С. 85-96. № 5. С. 63-75.
22. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. – М.: Логос; Современный гуманитарный университет, 2001. – 144 с.
:
Скачать статью в формате PDF