Раздел: ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Страницы: 123-135
Коды:
DOI 10.7442/2071-9620-2016-1-123-135
УДК 378.147
ББК 74.480.26
Заглавие: ОПТИМИЗАЦИЯ АУДИТОРНОГО И ВНЕАУДИТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Авторы: И.М. Залялетдинова
Аннотация: Рассматривается актуальная проблема оптимизации образовательного процесса в отношении методов, средств и форм организации взаимодействия студента и педагога в вузе в рамках педагогического условия модели развития языковой компетентности лингвистов, обеспечивающей им социально-профессиональную мобильность. В контексте предмета работы автор приводит собственное определение термина «оптимизация» и вводит критерий оптимальности при развитии социально-профессиональной мобильности. Обосновывается включение в аудиторные и внеаудиторные формы лекционных и практических занятий по дисциплине «Коммуникативные технологии в профессиональной сфере», профориентационных экскурсий, клуба иностранного языка, телекоммуникационных проектов по общению с зарубежными сверстниками на иностранном языке, научно- исследовательской работы студентов. Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности, автор выделяет в качестве оптимальных словесный, наглядный, практический, эвристический методы (с преобладающим словесным методом) организации аудиторного и внеаудиторного взаимодействия субъектов образовательного процесса для развития языковой компетентности студентов-лингвистов. Исходя из предложенных методов и форм приводятся оптимальные, по мнению автора, средства организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: оптимизация, критерий оптимальности, языковая компетентность, социально-профессиональная мобильность, микро-лингвокультурная среда, профориентационная экскурсия, клуб иностранного языка, языковой барьер, виртуальное общение, телекоммуникационный проект, научно-исследовательская работа студентов.
Список литературы:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). – М.: Педагогика, 1977.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
3. Батрак Л.В., Васильев Д.Ю., Поховцева Г.П. Экскурсии на предприятия города как форма адаптации будущих специалистов // Образование. Карьера. Общество. 2014. №3 (42). С. 59-61.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: ИПО России, 1995.
5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
6. Ванина М.В., Васильева Н.Т. Театрализация – метод преодоления «языкового барьера» // Социальная сеть работников образования // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru.
7. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999.
8. Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации: монография. – М.: Маркет ДС, 2005.
9. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010.
10. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
11. Каскевич А.А., Сиротинина Е. «Языковой барьер» как психологический феномен при обучении иностранному языку // Каталог-статей // [Электронный ресурс]: http://каталог-статей.рф.
12. Кошкарова Л.С. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. – Челябинск, 2009.
13. Крусян И.Э. Личностные детерминанты преодоления языкового барьера в изучении иностранного языка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №73-2. С. 95-101.
14. Львов Л.В. Дидактические условия формирования умений профессиональной деятельности курсантов военного авиационного института в процессе тренажной подготовки: дисс. ... к.п.н. – Челябинск, 2002.
15. Львов Л.В., Залялетдинова И.М. Модель развития социально-профессиональной мобильности лингвистов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 3. С. 59-70.
16. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.В. Закировой. – М.: Издат. центр «Академия», 2008.
17. Попова М.В. Компетентность в новой парадигме высшего образования: опыт Дании // Педагогика. 2015. № 7. С. 116-122.
18. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014. N 33786) // КонсультантПлюс //[Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru.
19. Резник С.Д. Управление кафедрой: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011.
20. Санина Е.И., Помелова М.С., Ням Нгок Тан. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий: монография – М.: Российский университет дружбы народов, 2012.
21. Столяренко Л.Д. Психология управления: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
22. Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я) / отв. ред. В.И. Суслов. – Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2008.
23. Тарасова Л.А. Социально-психологическая модель оптимизации профессиональной компетентности менеджера малого бизнеса: автореф. дисс. … к.псх.н. – М., 2009.
24. Чернышева М. В. Оптимизация соотношения традиционных и интерактивных форм проведения занятий при подготовке бакалавров профессионального обучения // МНКО. 2011. №6-2. С. 222-224.
25. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2008.
26. Экономика и управление, финансы и право / авт.-сост. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков. – М.: Вуз и школа, 2004.
27. Юртаев С.В. Оптимизация учебного процесса // Заочные электронные конференции. 2010. // [Электронный ресурс]: http://econf.rae.ru.
:
Скачать статью в формате PDF