Раздел: ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Страницы: 144-152
Коды:
DOI 10.7442/2071-9620-2016-1-144-152
УДК 37.011
ББК 74в
Заглавие: ОЦЕНКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Авторы: Е.Н. Кучина
Аннотация: Уточняется специфика педагогической оценки на основе анализа философского, психологического, педагогического содержания понятий «оценка», «оценивание», «оценочная деятельность», «педагогическая оценка». Обосновывается утверждение о том, что педагогическая оценка имеет специфические признаки: субъект (участники образовательного процесса), объект и предмет оценивания (результаты обучающегося), оценочные критерии (характеристики знаний, умений, качеств), методы, формы (качественные и количественные оценочные суждения), функции оценки (стимулирующая, диагностическая, ориентирующая), кроме того, характеризует личностные, метапредметные, предметные результаты ученика, достигнутые посредством его включения в учебную деятельность.
Ключевые слова: оценка, контроль, оценочная деятельность, оценивание, педагогическая оценка.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Гуманистический подход и типология личностей // Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: избр. психол. тр. – М.: Моск. психол.- соц. ин-т; 1999. – 224 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т I; под ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Педагогика, 1980. – 288 с.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
4. Батурин Н.А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. 1989. №2. С. 81-89.
5. Бычик С.А. Контрольно-оценочная деятельность педагога как средство повышения профессиональной компетентности: автореф. дисс. … к.п.н. – Челябинск, 2013.
6. Выжлецов Г.П. Проблема ценности в современной аксиологии и экономике // Проблема ценности в современной аксиологии и экономике. 2005. №3-4.
7. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения; сост. В.А. Ротен- берг. – М.: Учпедгиз, 1956. – 374 с.
8. Егер Л.Д. Сущность, структура и характеристика оценки // Вектор науки ТГУ. 2012. №2. С. 111-115.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. под ред. А.А. Красновского. – М.: Педагогика, 1982. Т.1: Великая дидактика, 320 с.
11. Кряжев М.Г. Проблема оценки в психологии // Филология и культура. 2003. №1. С. 149-157.
12. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: автореф. дисс. … к.псх.н. – СПб., 1997. – 24 с.
13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
14. Локк Дж. Педагогические сочинения / пер. с англ. Ю.М. Ровидсона. – М.: Мысль, 1988. – 318 с.
15. Лялькина А.Т. Тестирование на современном этапе математического образования: состояние, функции, перспективы развития // Интеграция образования. 2003. №1. С. 66-69.
16. Мартьянов Е.А. Педагогическая оценка: сущность, проблемы, виды в условиях организации ФГОС НОО // Новой школе – Новые стандарты. 2011. Вып. 3 (8). С. 76-81.
17. Матвиевская Е.Г. Формирование культуры оценочной деятельности. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 307 с.
18. Махмутов М.И., Шайхуллин Т.А. Об использовании зарубежного опыта контроля знаний // Педагогика. 2006. №9. С. 99-103.
19. Поликарпова В.В. Оценочная деятельность учителя: теоретический аспект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №70-2.
20. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 172 с.
21. Сутужко В.В. Общенаучные аспекты теории оценки // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 7. Филос. 2009. №1. С. 42-46.
22. Топоровский В.П. Проблемы совершенствования аналитико-оценочной деятельности педагогических работников // Человек и образование. 2011. №1. С. 52-56.
23. Тремаскина С.А. Проблема педагогической оценки в традиционной и развивающей образовательных системах // Вестник МГЛУ. Вып. 562. С. 91-99.
24. Туулик М.А. Оценивание как социально-воспитательное явление: автореф. дисс. … д.п.н. – Л., 1991. – 28 с.
25. Умняшова И.Б. Психологическая сущность отметки в современном образовании // Прикладные исследования. 2005. №3. С. 18-22.
26. Чернякова Н.С. Оценка как необходимый элемент обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №9-2. С. 148-150.
27. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. 192 с.
28. Шацкий С., Шацкая В. Сохраним то, что есть в детях. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2011. – 352 с.
29. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / пер. Л.А. Чернышевой. – Мн.: Коллегиум, 1992. – 253 с.
:
Скачать статью в формате PDF