Раздел: Консультации специалиста
Страницы: 43-49
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-4-43-49 УДК 378.147 ББК 74.489.26
Заглавие: СМЫСЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторы: З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева
Аннотация: Обсуждается проблема педагогического эксперимента, организованного по исследованию формирования педагогической деятельности на примере деятельности по решению педагогических задач. Выделены принципиальные особенности процесса обучения обучающихся решению задач: цикличность процесса по своей структуре и деление действий и операций на два класса. Подчеркнуто, что структура процесса решения задач определяется составом элементов данной системы и взаимным их расположением. Определено содержание дидактической системы, обеспечивающей поэтапное формирование у обучающихся умения решать задачи на основе овладения обобщенной структурой. Обосновано модульное представление последовательности этапов усвоения обобщенной деятельности по решению учебных задач. Утверждается, что в этом случае результаты конкретной деятельности (решение педагогических задач) могут быть рассмотрены по выделенным составляющим, что позволяет оценить динамику формирования смыслового наполнения деятельности.
Ключевые слова: задача, решение задачи, теория решения задач деятельность, модель деятельности
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл. 2007. – 528 с.
2. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
3. Беликов В.А. Философия образования: деятельностный аспект: монография. – М.: Владос, 2004. – 357 с.
4. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Педагогическая логика: монография. – СПб.: Изд-во МАНЭБ, 2014. – 160 с.
5. Гальперин П.Я, Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий – М.: МГУ, 1968. – 136 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
7. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Педагогика, 1980. – 186 с.
8. Львов Л.В. Образовательно-профессиональная среда как комплекс условий повышения эффективности проектируемой педагогической системы // Вестник ЧГПУ. – №2. – 2014. С. 162-172.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: 2004. –713 с.
10. Фридман Л.М. Логико-смысловой анализ школьных учебных задач. – М.: 1977. – 208 с.
11. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1983. – 185 с.
12. Щедровицкий Г.П. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления: хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 197 с.
:
Скачать статью в формате PDF