Раздел: Инновационные процессы в контексте непрерывного образования
Страницы: 66-74
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-4-66-74 УДК 378 ББК 74.480.0
Заглавие: АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ
Авторы: Е.В. Осипчукова, Н.В. Попова, Е.В. Попова
Аннотация: Рассматривается актуальность проблемы адаптации студентов к условиям образовательного процесса вуза. Отмечается взаимозависимость личности и образовательной среды в ходе приспособления обучающегося к новым обстоятельствам. Раскрываются факторы эффективной адаптации личности к изменившейся социокультурной среде. По результатам сравнительного анализа мониторинга «Студент 2016» с данными 2009 и 2012 гг. описываются особенности адаптации студентов высших учебных заведений России. На основе данных психологического тестирования и социологического опроса по проблеме изучения факторов адаптации (особенностей мотивационной сферы студентов и восприятия ими процесса адаптации в вузе) предпринята попытка определить направления совершенствования процесса адаптации студентов учреждений высшего образования с использованием технологий воспитательной деятельности.
Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, мотивация, способность к саморазвитию, профессиональные затруднения.
Список литературы:
1. Бирюкова Н.А. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности на основе анализа профессиональных затруднений / Н.А. Бирюкова, Д.П. Коломиец // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. – № 2. С. 57–63.
2. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография / А.В. Пономарев [и др.]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 408 с.
3. Коноплянский Д.А. Параметры оценки сформированности конкурентоспособности выпускника вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. – № 1. С. 32–39.
4. Кошкарова Л.С. Студент РБИУ: путь к социальной смелости / Л. С. Кошкарова, Л.П. Ярулина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2013. – № 1. С. 54–65.
5. Лопатухина Т.А. Педагогическая контентная трехфакторная модель подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности / Т.А. Лопатухина, А.В. Рынкевич // Образование и наука. – 2016. – № 7. С. 56–72.
6. Пашкус Н.А. Модернизация российского образования: проблемы, направления, возможности внедрения в вузах [Электронный ресурс] // Общество: политика, экономика, право. – 2014. – №3. С. 1–21. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/modernizatsiya-rossiyskogo-obrazovaniya-problemy-napravleniya-vozmozhnosti-vnedreniya-v-vuzah.
7. Положение молодежи Свердловской области в 2014 году: научные основы доклада правительству Свердловской области: монография / под общ. ред. проф. Ю.Р. Вишневского. – Екатеринбург: УрФУ, 2016. – 350 с.
8. Попова Н.В. Какой выпускник вуза востребован на современном промышленном предприятии? // Гуманитарное образование в креативно-антропологическом измерении: сборник научных статей 12-й Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 19-20 ноября 2015 г. – Екатеринбург: Издательский Дом Ажур, 2015. С. 82–90.
9. Попова Н.В. Личностно-развивающие основы молодежной политики на современном промышленном предприятии: дис. ... к.ф.н. – Екатеринбург, 2012. – 195 с.
10. Попова Н.В. Формирование субъектности и норм в процессе адаптации молодых работников на предприятии / Н.В. Попова, Е.В. Попова // Образование и наука. – 2016. – № 6 (135). С. 110-125.
11. Студент – 2012: Материалы шестого этапа социологического мониторинга (декабрь 2011 - январь 2012) / отв. ред. Ю.Р. Вишневский. – Екатеринбург: УрФУ, 2012. – 332 с.
12. Abdikerova G.O. Metodology and methods of research integration of universities with employers. KazNU BULLETIN. Psychology and sociology series – 2015 – №1 (52). P. 186–192.
13. Popova N.V. Interrelatin of personal features and career orientation of young workers of the industrial enterprise. KazNU BULLETIN. Psychology and sociology series. – 2015. – № 1 (52). P. 380–391.
:
Скачать статью в формате PDF