Раздел: Актуальные проблемы управления качеством образования
Страницы: 60-71
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-1-60-71 УДК 37.02 +378.1 ББК 74.480.2
Заглавие: РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Авторы: П.Г. Лабзина, А.В. Москвина
Аннотация: Рассмотрены некоторые из подходов к интерпретации понятия «креативность», основанные на его понимании как ресурса результативности обновленного образования, ориентированного на индивидуальность, на развитие таланта и творческого потенциала. Переход к новому качеству образования, основанного на развитии креативной личности, обусловлен пониманием учебной деятельности как квазиисследовательской, что приобретает особое значение в рамках изучаемой проблемы. Рассмотрены идеи об исследовательской деятельности как перспективном средстве творческого развития студентов. Раскрываются два аспекта творческой исследовательской деятельности студентов. Первый выражается результатом исследования, то есть новым знанием, которое характеризуется актуальностью, новизной, практической значимостью, перспективностью, обоснованностью. Второй аспект определяет исследовательскую деятельность как средство развития творческих научных способностей студентов за счет приобретения ими новых знаний, умений, изменения своей мотивации и статуса в научном сообществе. Уточняется, что использование в образовательном процессе возможностей информационной среды, обеспечивающих включение в образовательный процесс познавательных задач, исследовательских, проектных методов в сочетании с различными видами самостоятельной работы выступает важным моментом развития креативных способностей студентов в современном вузе. Системный анализ возможных направлений исследовательской деятельности позволил нам ввести интегративное понятие «информационно-исследовательская среда вуза» как особый вид информационно-исследовательского образовательного пространства, активизирующий потенциальные креативные возможности студентов для их самореализации и творческого роста. Были определены и подробно рассмотрены составляющие информационно-исследовательской среды вуза.
Ключевые слова: креативность, креативные способности, исследовательская деятельность, информационно-исследовательская среда, Интернет-технологии, мотивация, юношеский возраст
Список литературы:
1. Баррон Ф. Личность как функция проектирования самого себя // Вопросы психологии. – 1990. – №2. С. 153-158.
2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое сочетание // Педагогика. – 1998. – № 3. С. 36-43.
3. Болотова М.И. Методические основы реализации культуротворческой модели воспитания в образовательной организации // Внешкольник Оренбуржья. – 2016. – №2. С. 6-10
4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965. – 14 с.
5. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971. – 72 с.
7. Матвиевская Е.Г. Современная оценка качества образования: теория и практика. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – 184 с.
8. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. – Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2013. – 312 с.
9. Панов В.И., Лидская Э.В. Психодидактические основы развития креативных способностей и потенциальной одаренности школьников: монография / Под ред. Панова В.И. – Черноголовка: ИНИМ РАО, 2011.
10. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
11. Пермяков А.К., Москвина А.В. Эвристика для одаренных обучающихся: учебно-методическое пособие. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. – 70 с.
12. Психологический словарь. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
13. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 39 с.
14. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 Т. // Гл. редактор В.В. Давыдов. – Большая русская энциклопедия. – М.: 1994. – 840 с.
15. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
16. Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция: Ежегодник Российского психологического общества. – Т 8. – Вып. 1: Материалы 1 Международной конференции (1-3 октября 2000 г.) / отв. ред. Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М.: 2000. С. 22-28.
17. Barron Harrington. Creativity, intelligence and personality// Ann. Rev. of Psychology. – 1981. – V32. P. 439-476. [In English]
18. Mednick S.A., Mednick M.T. The associative basis of the creative process. University of Michigan, 1965. – 165 p. [In English]
19. Rensulli J.S. The three-ring conception of giftedness: a developmental model for creative productivity // Conceptions of giftedness / Ed. by R.T. Sternberg., Davidson J.E. N.Y., 1986. P. 53-92. [In English]
20. Taylor C. Various approaches to and definitions of creativity // Sternberg R., Tardif T. (eds.) The nature of creativity. Cambridge, Cambridge Press, 1988. P. 99-126 p. [In English]
21. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing // Sternberg R., Tardif T. (eds.) The nature of creativity. Cambridge, Cambridge Press, 1988. P. 43-75. [In English]
:
Скачать статью в формате PDF