Раздел: Актуальные проблемы управления качеством образования
Страницы: 39-45
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-2-39-45 УДК 378.6 ББК 74.489
Заглавие: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Авторы: М.М. Дудина, Е.А. Колотовкина
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена повышением значения педагогической диагностики на переход управления процессом образования в профессиональном учебном заведении на качественно новый уровень, а также необходимостью формирования диагностической компетентности у студентов педагогических вузов. Раскрываются особенности педагогической диагностики и ее отличие от педагогического контроля и оценки уровня обученности учащихся. Обращается внимание на истоки диагностического подхода в отечественном образовании и особенности его реализации в профессиональных учебных заведениях. Авторы дают широкий обзор исследований, в которых отражена проблема педагогической диагностики в отечественной науке. Рассматриваются различные подходы к пониманию сущности диагностической деятельности и ее места в образовательном процессе. Приводятся мнения исследователей. Обращается внимание на обусловленность эффективности диагностической деятельности профессионально важными качествами личности, в частности диагностическими способностями и умениями. Уделяется внимание значению, сущности и содержанию диагностических умений и их роли в формировании профессиональной психолого-педагогической компетенции педагога. Приводится перечень действий, лежащих в основе формирования диагностических умений.
Ключевые слова: образование, профессиональное образование, управление профессиональным образованием, диагностика, педагогическая диагностика, диагностическая деятельность, диагностическая компетентность, диагностические умения
Список литературы:
1. Александрова Л.Ю. Педагогическая диагностика в системе совершенствования профессиональной деятельности учителя начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Чебоксары, 2002. – 25 с.
2. Артищева Е.К. Педагогическая диагностика как основа системы коррек -ции знаний // Образовательные технологии. – 2015. – №3. С. 83 – 103.
3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колясниковой. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
4. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 261 с.
5. Горохова Л.Н. Педагогическая диагностика как средство контроля учебного процесса // Наука и школа. – 2001. – №5. С. 31-34.
6. Дорофеева О.И. Формирование диагностической компетентности педагогов в процессе дополнительного профессионального образования: монография. – Вологда: Издат. центр ВИРО, 2013. – 164 с.
7. Дудина М.М., Семенова С.Л., Шевелев В.М. Использование диагностических методик в процессе изучения дисциплины «Общая психология» студентами профессионально-педагогического // Академический журнал Западной Сибири. – 2012. – № 1. С. 15.
8. Дудина М.М., Остапчук Н.В. Профессиональное саморазвитие студентов в процессе обучения в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011. – №1. С. 126-129.
9. Дудина М.М., Хаматнуров Ф.Т. Психологические аспекты саморазвития личности в системе непрерывного профессионального образования // Путь науки. – 2015. – № 1 (11). С. 153-155.
10. Ерофеева Е.В. Факторы профессионально-педагогической успешности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2001. – 21 с.
11. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2010. – 173 с.
12. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Фонд Мир, 2006. – 336 с.
13. Ингекамп К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. Н.М. Рассказовой. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
14. Кузьмина Н.А. Формирование педагогических диагностических умений в профессиональной подготовке будущего учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Н. Новгород: 1994. – 191 с.
15. Львов Л.В., Быков В.П. Оценочные средства реализации уровневого прoфессионального образования: учеб.-метод. пособие. – Челябинск: ФВУНЦ ВВС «ВВА» (филиал, г. Челябинск), ЧГАА, 2011. – 104 с.
16. Львов Л.В. Роль умений в достижении профессиональной компетентности будущих специалистов // Образование и наука. – 2004. – № 5 (29). С. 94-107.
17. Михайлычев Е.А. Система педагоги-ческой диагностики: ключевые понятия и принципы // Педагогическая диагностика. – 2002. – №1. С. 46.
18. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: книга для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
19. Хаматнуров Ф.Т., Дудина М.М. Социально-психологические и психолого-педагогические проблемы развития одаренности у школьников: межрегиональные исследования // European Social Science Journal. – 2014. – № 2-1 (41). С. 125-129.
20. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Эйдос. – Режим доступа: http://www. eidos.ru/yournal/2006/0505.htm
:
Скачать статью в формате PDF