Раздел: Актуальные проблемы управления качеством образования
Страницы: 74-82
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-4-74-82 УДК 378 ББК 74.480.0
Заглавие: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Авторы: А.Л. Солдатченко, С.В. Харитонова
Аннотация: Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций студентов вузов определяется динамичной социально-экономической ситуацией в стране, связанной с постоянными изменениями как в сфере производства, вызванными непрерывным развитием технологий, так и в области культурной и духовной жизни общества, обусловленными постоянным совершенствованием коммуникационных средств, а также глобальной тенденцией к экономической и культурной интеграции. Данные изменения приводят к отсутствию чётких ценностных ориентиров в социуме, поскольку прежние ориентации теряют свою жизненность и перестают соответствовать реальному положению вещей, тогда как новые не успевают сформироваться. Следовательно, система высшего образования должна ставить перед собой задачу не только по подготовке компетентных специалистов, но и выпускников способных ориентироваться в сфере ценностей, переосмысливать их, принимать самостоятельные решения и делать выбор в ситуациях неопределённости, руководствуясь собственной системой ценностей. Таким образом, целью и, соответственно, содержанием данного исследования является описание разработки комплекса аксиологических ситуаций для формирования ценностных ориентаций студентов вузов. В результате разработан и теоретически обоснован оригинальный комплекс аксиологических ситуаций, определены их виды, функции, этапы и особенности применения.
Ключевые слова: ценностные ориентации студентов вузов, ценности, ценностно-ориентационная деятельность, аксиологические ситуации
Список литературы:
1. Брюхова Ю.П. Народная игра как средство формирования ценностных ориентаций личности ребёнка младшего школьного возраста: автореф. дис. ... к.п.н. – Москва: Северный (Арктический) федеральный универси -тет, 2010. – 23 с.
2. Ворокова Н.Х. Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся колледжа на основе использования проблемных жизненных ситуаций: автореф. дис. ... к.п.н. – Май -коп: Кабардино-Балкарский гос. ун-т им. Х.М. Бербекова, 2012. – 25 с.
3. Дегтярёва Т.Н. Ситуация нравственного выбора как средство воспитания нравственной ответственности старшего подростка: автореф. дис. ... к.п.н. – Оренбург: Оренбургский гос. пед. ун-т, 2014. – 26 с.
4. Карпова О.С. Ценностно-смысловая проблемная ситуация как средство духовного воспитания подростка: ав -тореф. дис. ... к.п.н. – Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т, 2011. – 27 с.
5. Кирьякова А.В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей // Вестник ОГУ. – 2002. – №7. С. 4-11.
6. Махутова Г.М. Проблемные ситуации в обучении иноязычному общению студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Москва: Нижневартовский гос. гуманитарный ун-т, 2013. – 25 с.
7. Мироненкова Н.Н. Особенности дидактического моделирования ситуаций ценностно-смыслового выбора обучающихся: автореф. дис. ... к.п.н. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный ун-т, 2011. – 18 с.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
9. Сигова В.Л. Развитие креативности будущих учителей музыки через ситуации выбора в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Вологда: Вологодский гос. пед. ун-т, 2014. – 25 с.
10. Сопова Н.В. Формирование духов -но-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации: автореф. дис. ... к.п.н. – Воронеж: Воронежский филиал Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 2009. – 25 с.
11. Столбова Е.А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования: автореф. дис. ... к.п.н. – Москва: Рос. гос. социал. ун-т, 2015. – 23 с.
12. Терентьева Н.П. Аксиологическая ситуация при изучении литературы в школе: В.А. Жуковский «Теон и Экхин» // Филологический класс. – 2015. – № 3 (41). С. 62-65
13. Bolotin A.E., Piskun O.E., Pogodin S.N. Special features of sports management for university students with regard to their value-motivational orientation // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul- tury. – 2017. – №3. P. 51-53.
14. Kiryakova A.V., Olkhovaya T.A., Melekesov G.A., Presnov A.A. The axiological approach to the analysis of the problems of modern university education // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – vol. 6.– №2S3. P. 22-28.
15. Pooja Chaturvedi. Axiological competences: The role of teacher training programme in strengthens it // Journal of Research & Method in Education. – 2014. –vol. 4. – №2. – Ver. IV. P. 19-23.
16. Zinoviev O.N., Bavykin, E.A. Health value in students’ system of values in context of sporting activity // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. – 2017. – №5. P. 19-20.
:
Скачать статью в формате PDF