Раздел: Актуальные проблемы управления качеством образования
Страницы: 83-94
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-4-83-94 УДК 377.5 ББК 74.470
Заглавие: ПРОБЛЕМА УРОВНЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ
Авторы: О.В. Башарина, Е.И. Аленичева
Аннотация: Рассматривается специфика активизации мыслительной деятельности обучающихся среднего профессионального образования, которая может быть осуществлена через работу с учебными заданиями разного уровня. Отмечается, что основными причинами, не позволяющими активно развивать мыслительную деятельность обучающихся, являются: недостаточность теоретического обоснования уровневой организации учебных заданий; отсутствие у педагогов навыков разработки разноуровневых заданий; недостаточность при традиционном обучении времени, методов, форм, условий учебной работы, необходимых для последовательного решения разноуровневых заданий обучающимися, имеющих, в свою очередь, разные познавательные возможности и способности. На основе анализа теоретического материала делается вывод о том, что уровневая организация учебных заданий опирается на методологическую основу взаимодействия системно-деятельностного и таксономического подходов. Фундаментальной, наиболее разработанной в отечественной и зарубежной научно-педагогической литературе счи-тается таксономическая модель учебных целей Б. Блума. Таксономия Б. Блума является технологией полного усвоения, она задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия учебной работы. Наиболее полно реализовать эту технологию позволяет электронное обучение, описание которого представлено в данном исследовании
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, таксономический подход, обучающийся, мыслительная деятельность, электронное обучение, таксономия Б. Блума.
Список литературы:
1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 140-142.
2. Башарина О.В. Электронное обучение – объективная реальность со -временной жизни // Инновационное развитие профессионального образования. – 2016. – Т.12. – №4. С. 39-43.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 1995. – 336 с.
4. Капранова М.Н. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде: опыт работы по ФГОС ООО. – Волгоград: Учитель, 2015. – 98 с.
5. Львов Л.В. Образовательно-профессиональная среда как комплекс условий повышения эффективности проектируемой педагогической системы // Вестник ЧГПУ. – 2014. – №2. С. 162-172.
6. Неустроев Г.Н., Звонарев С.Г., Львов Л.В. Психодиагностика профессионального развития личности (Сборник тестов по психологии и педагогике): учеб. пособие. – Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2009. – 230 с.
7. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 1999. – 430 с.
8. Соколов В.М. Совокупность уровней усвоения, ориентированная на оценку подготовленности испытуемых // Квалиметрия человека и образования: методология и практика: тез. докл. IV симпоз. Ч. 3-4. – М.: Исслед. центр, 1996. – С. 26-28.
9. Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. С. 110-113.
10. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. – М.: Эйдос; изд-во ин-та обр. человека, 2012. – 63 с.
11. Чошанов М.А. Обзор таксономий учебных целей в педагогике США // Педагогика. – 2000. – №4. С. 86-91.
12. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. – New York: Longman, 1956
:
Скачать статью в формате PDF