Раздел: Трибуна молодого ученого
Страницы: 60-170
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-4-160-170 УДК 159.923.2:331.101.3 ББК 88.8
Заглавие: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО
Авторы: Д.П. Заводчиков, Н.Н. Ледерман
Аннотация: Представленная статья посвящена обзору основных подходов в отечественной и зарубежной литературе к определению понятий: «образ», «образ профессионального будущего», «структура профессионального образа». Представлен анализ теоретико-методологических оснований категории образа профессионального будущего через общий анализ категории «образ» в профессиональной деятельности и содержательные компоненты образа профессиональной деятельности, а также теоретическая база проектирования образовательного процесса. Рассмотрены и описаны их содержательные компоненты в структуре профессиональной Я-концепции: когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационный. Утверждается, что Профессиональная Я-концепция есть частный вид Я-концепции, связанный с профессией. Образ возможного профессионального будущего в отдаленной перспективе рассматривается как следствие множества последовательных решений в профессиональной сфере.
Ключевые слова: образ профессионального будущего, структура профессионального образа, структура профессионального самосознания, образ профессиональной деятельности, компоненты профессиональной Я-концепции.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – СПб.: Речь, 2011. – 299 с.
2. Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. – 1997. – №4. С. 25-31.
3. Володина К.А. Исторический аспект становления категории «образ» в психологической науке [Электронный ресурс] // Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации. – Режим доступа: http://os.x-pdf. ru/20psihologiya/545115-1-udk-159901-volodina-gshadrinsk-istoricheskiy-aspekt-stanovleniya-k.php
4. Володина К.А. Формирование образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 2015. – 23 с.
5. Голубь О.В. Профессиональное самоопределение в контексте социализации // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. – Сер. 7. Философия. – 2013. – № 2 (20). С. 100-107.
6. Гулина Н.Р. Психологические условия становления профессиональной идентичности личности: дис. канд. психол. наук. – Новосибирск, 2004. – 186 с.
7. Деркач А.А, Москаленко О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. – Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. – 330 с.
8. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752 с.
9. Заболотная С.Г. Становление Образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 24 с.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Фонд «Мир», 2005. – 329 с.
11. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 608 с.
12. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 1995. – 223 с.
13. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: автореф. дис. канд. психол. наук. – М.: МГУ, 2000. – 23 с.
14. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983. – С. 251-261.
15. Леонтьев Д.А. Жизненный мир чело -века и проблема потребностей // Психологический журнал. – 1992. – №2. С. 107-117.
16. Неустроев Г.Н., Звонарев С.Г., Львов Л.В., Психодиагностика профессионального развития личности (Сборник тестов по психологии и педагогике): учеб. пособие. – Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2009. – 230 с.
17. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 267 с.
18. Певная М.В., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Качайнова Н.Б. Профессиональный имидж и престиж социальной работы: монография /под ред Ю.Р. Вишневского. – Екатеринбург: УрФУ, 2011. – 184 с.
19. Прусова Э.В. Общие и специфические характеристики образа будущего подростков, ориентированных на раз -личные виды профессиональной деятельности // Актуальные проблемы развития Черноморского побережья России: Труды научно-практической конференции. – Туапсе: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2004. – С. 165-167.
20. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределения. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 256 с.
21. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред.Л.М. Митиной. – М.: Флинта, 1998. – 181 с.
22. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. – М.: МГУ, 1985. – 231 с.
23. Ученые записки кафедры теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета / Под общ. ред. Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – 501 с.
24. Юшкова К.В. Анализ понятия «профессионально-нравственное самоопределение будущего бакалавра» в психолого-педагогической литературе // Предоставление возможностей для образования каждому: сравнение мировых перспектив. София, Болгария, 14-17 июня 2016 г.: сб. трудов конференции. – София: ООО Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество», 2016. С. 127-134.
:
Скачать статью в формате PDF