Раздел: Инновационные процессы в контексте непрерывного образования
Страницы: 34-41
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-2-34-41 УДК 377 ББК 74.4+71.06
Заглавие: МЕДИАКУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА: СУЩНОСТЬ, КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ, ФУНКЦИИ И УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ
Авторы: О.В. Башарина, Е.В. Годлевская
Аннотация: В статье рассматривается сущность понятия «медиакультура», которая достаточно близка к понятию «культура». Рассматривается роль «медиакультуры» в современном обществе». Проводится анализ функций «культуры» как системы и функций «медиакультуры» и как подсистемы с точки зрения их соотношения, пересечения и взаимного влияния. Рассматривается понятие «информация» как основной ресурс и продукт медиакультуры. Выделяются существенные для проводимого исследования подходы определения информации: семантический и прагматический, аксиологический. Определены следующие компоненты формирования медиакультуры обучающихся: ценностно-целевой, когнитивный, деятельностный, оценочно-коррекционный. Сформированность данных компонентов у обучающихся рассматривается на четырех уровнях: недопустимом, критическом, достаточном, оптимальном. Каждый уровень включает в себя виды деятельности обучающихся по работе с информацией, которые являются критериями сформированности данного компонента.
Ключевые слова: культура, медиакультура, информация, медиаресурсы, деятельность, компоненты медиакультуры, уровни медиакультуры обучающихся.
Список литературы:
1. Айгина Т. Е. Комплексный подход к воспитанию информационной культуры старших школьников: автореф . дис. … канд . пед. наук . – Бишкек, 1993. – 18 с.
2. Башарина О.В., Сташкевич И.Р. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в системе среднего профессионального образования // Развитие информационно-образовательной среды в организациях среднего профессионального образования: теория и практика: материалы II Междунар. науч.-практ. конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Челябинск, 26.01.2017). – Челябинск: Изд-во ЧИРПО, 2017. С. 9-13.
3. Викентьев И.Л. Понятия «всеобщее – особенное – единичное» по Гегелю [Электронный ресурс] // VIKENT.RU . Портал И.Л. Викентьева. – Режим доступа: http://vikent.ru/enc/1642 Vikentiev I.L.
4. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук в 3-х томах. Том 1. – М.: «Мысль», 1975 г. С. 345-349.
5. Годлевская Е.В. Дидактический потенциал системы графических форм представления информации в процессе профессионального обучения: монография. – Челябинск: ЧГАА, 2014. – 202 с.
6. Грабарь Н. Аксиологический подход к оценке информации в коммуникационных каналах: библиотековедческий аспект [Электронный ресурс] // RELGA.RU. – 2018. – №5. – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=3566
7. Кашкина М.Г. Медиакультура информационного общества в аспекте философского дискурса: автореф. дис. … канд . филос. наук. – Краснодар, 2012. – 46 с.
8. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. – М.: Академ. проект, 2008. – 496 с.
9. Кириллов Н. Б.Медиакультура и основы медиаменеджмента: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2014. – 184 с.
10. Коновалова Н.А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. – Вологда, 2004. – 205 с.
11. Пугач О.И. Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования: дис. канд. пед. наук. – Самара, 2000. – 194 с.
12. Урсул А.Д. Природа информации: философский очерк. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – 231 с.
13. Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании. – 2007. – № 3. С. 16–20.
14. Харкевич А.А. О ценности информации // Проблемы кибернетики. – 1960. – Вып. 4. С. 54.
15. Челышева И.В. Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация, человек. – М: МОО «Информация для всех», 2016. – 178 с.
16. Чернышева М.В., Львов Л.В., Чернов В.А. Применение технологий виртуального обучения для повышения качества образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2017. – Т. 9. – № 2. С. 54-63.
17. Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации // Проблемы кибернетики. Вып.13 / под ред. А.А. Ляпунова. – М.: Наука, 1965. С. 233-240.
:
Скачать статью в формате PDF