Раздел: Актуальные проблемы управления качеством образования
Страницы: 56-63
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-2-56-63 УДК 378 +37.013.42 ББК 74.480 +74.660.1
Заглавие: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Авторы: Н.А. Шепилова
Аннотация: В статье рассматривается одна из актуальных проблем – адаптация студентов вуза. Обосновываются теоретические аспекты адаптации студентов: проведен анализ понятия «адаптация» с позиций различных наук, показано значение проблемы в современной теории и практике, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», раскрывается специфическая характеристика, формы и уровни адаптации студентов вуза. Описан авторский курс «Мотивация личностного роста», в котором представлена роль педагога в процессе адаптации студентов вуза. Предложены формы, методы, средства и приемы поддержки студентов в процессе адаптации, которые могут быть использованы в практике работы вузов. Для успешного обеспечения адаптации студентов рекомендуется использовать личностно-ориентированный подход, который предполагает помощь студентам со стороны педагогов в осознании себя как личности, в выявлении, раскрытии своих потенциальных возможностей.
Ключевые слова: адаптация, студенты, вуз, взаимодействие преподавателя и студента, образовательный процесс вуза
Список литературы:
1. Буслов К.П. Формирование социального в человеке. – Мн.: Наука и техника, 1980. – 159 с.
2. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. – 1994. – № 3. С. 131-135.
3. Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологичеких и психологических показа -телей в процессе адаптации у студентов // Психологический журнал. – 1989. – №1. – Т.10. С. 99-105.
4. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. – 2001. – № 9. С. 77-82.
5. Каган М.С. Теоретические проблемы философии. Избранные труды в VII томах. – СПб.: ИД «Петрополис», 2006. – 660 с.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х Т. / Под ред. В.В. Давыдова. Т.2. – М.: Педагогика, 1983. – 391 с.
7. Мороз А.Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников вуза // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. – Ереван: [б.и.], 1973. – 152 с.
8. Осипчукова Е.В., Попова Н.В., Попова Е.В. Адаптация студентов в учреждениях высшего образования: факторный анализ // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. – Т. 8. – № 4. С. 66-74.
9. Проблемы «Сфинкса XXI века». Выживание населения России / В.П. Казначеев, Я.В. Поляков, А.И. Акулов, И.Ф. Мингазов. – Новосибирск: Наука, 2002. – 232 с.
10. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. – 1998. – № 12. С. 21-37.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С изменениями на 2018 год. – М.: Эксмо, 2018. – 144 с.
12. Шепилова Н.А. Моделирование процесса социально-педагогической адаптации студентов вуза // Дошкольное воспитание. – 2005. – №6. С. 119-121.
:
Скачать статью в формате PDF