Раздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 75-84
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-3-75-84 УДК 37 ББК 74
Заглавие: ГЛОБАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI в.
Авторы: Е.В. Швачко, И.Д. Тузовский
Аннотация: Авторы рассматривают национальную систему образования как важный фактор формирования «мягкой силы» государства. Исходя из ряда прогностических допущений, таких как гиперболическое ускорение научно-технического прогресса и наступление тех-нологической сингулярности, ослабление роли государств в этой сфере, массовые миграции и глобальные изменения на рынке труда, а также ряда других, исследователи предлагают три сценария развития национальной образовательной системы. Первый из них является консервативно-охранительным и предполагает вынужденное сохранение ведущей роли государственных институтов в развитии научно-образовательной системы. Второй – является конкурентно-дисперсным. Он основан на предположении о возможности замещения образовательных организаций современного типа сетевыми структурами, интегрирующими лучшие педагогические и исследовательские кадры различных вузов. Третий авторы обозначают как гуманистически-интегративный, который предполагает взаимовыгодное объединение усилий государств, частных корпораций и общественных организаций и движений в построении системы интегрирующей все уровни образования и, одновременно, допускающей возможности выбора конкретной образовательной и карьерной траектории в различных точках всего образовательного процесса.
Ключевые слова: социальное прогнозирование, прогнозирование образования, будущее образования, массовые онлайн-курсы, глобальный университет, мягкая сила, информационное общество, общество знаний.
Список литературы:
1. Борох О., Ломанов А. От «мягкой силы» к «культурному могуществу» // Россия в глобальной политике. – 2012. – Т. 10. – № 4. С. 54-67.
2. В ГД предложили дать выпускникам школ год, чтобы определиться с профессией [Электронный ресурс] // МИА «Россия сегодня». – Режим доступа: https://ria.ru/ society/20180919/1528868267.html.
3. Звягина Д.А. «Мягкая сила»: структурный анализ // Инициативы XXI в. – 2012. – № 3. С. 135-137.
4. Леонова О. Интерпретация понятия «мягкая сила» в науке // Обозреватель – Observer. – 2015. – № 2. С. 80-89.
5. Ломакина И.С. Становление и развитие общего образовательного пространства Европейского союза: дис. ... д-ра пед. наук. – СПб, 2016. – 452 с.
6. Флиер А.Я., Костина А.В. Куда история влечет культуру? От «общества концертирующих» к «обществу репетирующих» (начало) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2009. – № 4 (20). С. 27-37.
7. Флиер А.Я., Костина А.В. Куда история влечет культуру? От «общества концертирующих» к «обществу репетирующих» (окончание) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2010. – № 1 (21). С. 46-59.
8. Хокинг предупредил человечество о последствиях развития искусственного интеллекта [Электронный ресурс] // Новая газета. – Режим доступа: https:// w w w.novayagazeta.r u /news/2017/ 11/03/136685-hoking-predupredilchelovechest vo - o -posled st v iya hrazvitiyaiskusstvennogo-intellekta
9. Человечество в опасности: Илон Маск призвал регулировать искус- ственный интеллект [Электронный ресурс] // Forbes.ru. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/tehnologii/347945- chelovechestvo-v-opasnosti-ilon-maskprizvalregulirovat-iskusstvennyyintellekt
10. Kodak 30 лет прятал в подвале ядерный реактор [Электронный ресурс] // РБК. – Режим доступа: https://www. rbc.ru/society/17/05/2012/5703f7a99a794 7ac81a68096
11. Nye J.S. Soft Power: The Means To Success In World Politics PublicAffairs. – 2005. – 209 p.
12. Nye J.S. The Future of Power [Электронный ресурс] // Google.Книги. – Режим доступа: https://books.google. ru/books?id=gp84DgAAQBAJ&hl=ru.
13. The Soft Power 3.0. A Global Ranking of Soft Power 2017 [Электронный ресурс] // Softpower30.com. – Режим доступа: https://softpower30.com/wpcontent/ uploads/2017/07/The-SoftPower-30-Report-2017-Web-1.pdf.
:
Скачать статью в формате PDF