Раздел: Актуальные проблемы управления качеством образования
Страницы: 94-100
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-4-94-100 УДК 372.8 ББК 74.268.0
Заглавие: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИКОГРАФИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ В КЫРГЫЗСКОЙ ШКОЛЕ
Авторы: Т.Б. Бейшеев
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы соответствия содержания отобранного учебного материала и методика его подачи в учебниках по русской литературе для кыргызских школ новым образовательным целям, отвечающим требованиям государственных стандартов. Анализируются возможности этнокультурных аспектов лексикографической работы, которая основана на использовании системы соответствующих словарей. В статье подчеркивается важность разработки лексико-семантической классификации этнокультуроведческой лексики, разработки на основе принципов лексикографии содержания и структуры этнокультуроведческих словарей, что может содействовать оптимизации межэтнокультурной толерантной коммуникации средствами русского языка и литературы.
Ключевые слова: лексикография, этнокультуроведческие словари, диалог языков и культур, толерантность.
Список литературы:
1. Айтматов Ч. Служить сближению разных наций // Русский язык и ли- тература в школах Кыргызстана. – 1994. – № 5-6. С. 92-95.
2. Бекбоев И.Б. Национальный образо- вательный стандарт // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. – 1996. – № 1-2. С. 1-5.
3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвостранове- дение в преподавании русского язы- ка как иностранного. – М.: Русский язык, 1976. – 248 с.
4. Зимняя И.А. Понимание как резуль- тат рецептивных видов речевой дея- тельности // Психология и методика обучения чтению на иностранном языке: Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. Мориса Тореза; вып. 130. – М.: МГПИИЯ им. М. То- реза, 1978. – С. 3-13.
5. Кадырова Ф.М. Формирование линг- вострановедческой компетенции как компонента профессионального становления будущих специалистов [Электронный ресурс] // Вестник Казанского государственного уни- верситета культуры и искусств. – 2012. – №. 1. С. 108-111. // Кибер- Ленинка. – Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanielingvostranovedcheskoy- kompetentsiikak- komponenta-professionalnogostanovleniya- buduschih-spetsialistov
6. Кузнецова Е.О. Художественный текст как единица формирования лингвострановедческих знаний // Вестник СПбГУ. – 2011. – Сер. 9. – Вып. 3. С. 118-126.
7. Манликова М.Х. Постижение русской словесно-художественной «картины мира» // Русское слово в Кыргызстане. – 2011. – № 3. С. 63-36.
8. Манликова М.Х. Этнокультуроведческий компонентучебниковпо русской литературе для школ Кыргызстана // Современное образование: Актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 25 февраля 2017 г. / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». – С. 22-28.
9. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. – М., 1983. – 215 с.
10. Туребаева Б.З. Прецедентные феномены как средство формирования культуроведческой компетенции при обучении русскому языку учащихся старших классов казахской школы: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2000. – 187 c.
11. Шейман Л.А., Манликова М.Х. Ассоциативный словарь этнолексики в системе учебного приобщения к русской культуре // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. – 1990. – № 3. С. 29-30.
:
Скачать статью в формате PDF