Раздел: Инновационные технологии в высшей школе
Страницы: 101-107
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-4-101-107 УДК 378 +15 ББК 74.480.0 +88.5
Заглавие: РЕФЛЕКСИВНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Авторы: Г.Я. Гревцева, Ж.Г. Почивалова, И.С. Кашина, Т.В. Осипова
Аннотация: Анализируются позиции ученых на проблему саморазвития личности студента, обращается внимание на необходимость рефлексивной деятельности в процессе развития личности студента. Уточняются основные понятия «саморазвитие», «рефлексия», «творческое саморазвитие личности», «рефлексивное саморазвитие». Выявляются внешние и внутренние условия профессионального саморазвития, определяются источники, приемы и средства, критерии саморазвития, а также правила саморазвития. Выделяется один из главных вопросов саморазвития – целеполагание. Указывается на значение рефлексивных дневников, анкет обратной связи и других средств саморазвития. В качестве примера программы работы над собой приводятся правила Франклина.
Ключевые слова: саморазвитие, рефлексия, личность, саморазвитие личности, творческое саморазвитие личности, рефлексивное саморазвитие личности, рефлексивная деятельность, рефлексивный дневник, средства саморазвития, источники саморазвития.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.
2. Белобородова М.Е. Рефлексивная деятельность студентов в учебном процессе и особенности ее организации в виртуальной информационной среде // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2013. – № 9. С. 59-63.
3. Бережнова О.В., Эннс Е.А. Рефлексия как условие саморазвития личности [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-kakuslovie- samorazvitiya-lichnosti
4. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2002. – 145 с.
5. Веретенников В.П. Саморазвитие личности учащихся в условиях дидактической компьютерной среды: на примере изучения гуманитарных предметов: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2003. – 170 с.
6. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. К анализу понятия «рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов» [Электронный ресурс] // С овременные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. С. 258. – Режим доступа: http:// www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24440.
7. Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Бородурина Э.А. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде [Электронный ресурс] // Инновационные технологии в высшей школе 105 Рефлексивное саморазвитие личности студента Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. С. 329. – Режим доступа: http://www.scienceeducation. ru/article/view?id=24726
8. Григорьева Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднего специального учебного заведения как педагогическая проблема: дис. ... канд. пед. наук. – Хабаровск, 1995. – 256 с.
9. Остапенко А.В. Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2008. – 24 с.
10. Пономарева И.Р. Саморазвитие школьников старших классов основной школы в процессе обучения: на примере предмета «Математика»: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2002. – 207 с.
11. Романенко Ю.М. Понятие «рефлексии» и «спекуляции» в античной философии / Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 3-12.
12. Седых Е.П. Проектирование рефлексивной деятельности обучающихся в условиях сетевого обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. С. 241. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=21239.
13. Семёнов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. – Воронеж НПО «МОДЭК», 2000. – 64 с.
14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 2013. – 360 с.
15. Стребкова Н.С. Саморазвитие личности как необходимое условие профессиональной подготовки педагога-психолога [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум: гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VII международная студенческая научно-практическая конференция № 7(7). – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_ humanities/7(7).pdf.
16. Толстолуцких Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 1997. – 22 с.
17. Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Педагогика. – 1990. – № 12. С. 28-35.
18. Черновская Т.К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: автореф. дис. … канд. филос. наук. – СПб., 1994. – 38 с.
:
Скачать статью в формате PDF