Раздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 22-30
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-1-22-30 УДК 378.14 : 612 ББК 74.48
Заглавие: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
Авторы: И.Ф. Харина, Е.В. Звягина, Е.В. Быков, О.А. Макунина
Аннотация: В данной статье представлено исследование по изучению взаимосвязи концентрации внимания и успешности в образовательной деятельности в условиях сочетанных физических и умственных нагрузок и реализация синергетического подхода, применяемого для повышения качества образовательного процесса у студентов университета физической культуры. Изучено влияние синергетического подхода на качество образования студентов первого и третьего курсов с разной концентрацией внимания в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок. По результата корректурной пробы – теста Тулуз-Пьерона – выявлена положительная динамика успешности образовательной деятельности студентов первого и третьего курсов, на основе статистического критерия Стьюдента выявлен синергетический эффект, получаемый от взаимодействия различных видов деятельности и включения защитных (адаптационных) механизмов. Данное исследование выполнено в рамках Госзадания «Мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры г. Челябинска».
Ключевые слова: внимание, мониторинг, студенты, тест Тулуз-Пьерона, адаптация, синергетический подход.
Список литературы:
1. Быков Е.В., Макунина О.А., Коломиец О.И., Коваленко А.Н. Организация мониторинга состояния здоровья студентов в Уральском государственном университете физической культуры // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2017. – № 1 (13). С. 3-9.
2. Звягина Е.В. Синергетический подход как теоретико-методологическая основа организации учебного процесса // Язык и культура: сб. матери- алов II Международной научно-практической конференции. Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2007. – С. 108-115.
3. Звягина Е.В., Харина И.Ф. Межпредметные взаимосвязи дисциплин естественнонаучного цикла при изучении синдрома дефицита внимания в вузе физической культуры // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность Сборник научных трудов. Уральский государственный университет физической культуры, 2017. – С. 189-193.
4. Канжин А.В. Психофизиологический анализ зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью: дисс. ... канд. биол. наук. – Архангельск, 2004. – 136 c.
5. Коваленко А.Н., Быков Е.В. Цели и задачи программы «Мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – №9. С. 66-71.
6. Матяш Н.Ю. Синергетический подход к разработке целевого компонента методической системы обучения биологии учащихся базовой школы // Austrian journal of humanities and social sciences. – 2014. – №7-8. С. 122-126.
7. Монина Г.Б., Лютова-Роберт Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь: монография. – СПб.: Речь, 2007. – 186 с.
8. Мукушев Б.А. Синергетика в системе образования // Образование и наука. – 2008. – № 3 (51). С. 105-122.
9. Нуреев И.Т., Циркин В.И., Злоказова М.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, его диагностика и влияние на успешность образовательной деятельности студентов (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник. – 2012. – № 1. С. 60-66.
10. Попова О.В., Нуреев И.Т., Трухина С.И., Шушканова Е.Г., Трухин А.Н., Циркин В.И., Злоказова М.В. Особенности высших психических функций, электрической активности мозга и успешность обучения подростков и студентов с признаками СДВГ // Вятский медицинский вестник. – 2009. – № 2-4. С. 77-81.
11. Сериков С.Г., Сериков Г.Н. Гуманно-ориентированная интерпретация системы качества образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2009. – № 6. С. 15-20.
12. Симонов С. Н., Копаев О. В. Синергетический подход в педагогике // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 8. С. 29-31.
13. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
14. Шибкова Д.З., Коломиец О.И. Методологические аспекты проблемы адаптации студентов к обучению в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического уни- верситета. – 2012. – № 8. С. 342-349.
15. Харина И.Ф., Звягина Е.В., Быков Е.В., Макунина О.А. Особенности психофизиологических показателей студентов с признаками дефицита внимания в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. – Т.8 – №3. С. 181-197.
16. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. – 80 с.
:
Скачать статью в формате PDF