Раздел: Инновационные технологии в высшей школе
Страницы: 63-69
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-2-63-69 УДК 378.147 ББК 74.489.0
Заглавие: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
Авторы: Р.А. Шаухалова
Аннотация: При переходе страны к цифровой экономике и образованию определяющим для развития государства становится уровень цифровой культуры общества в целом и личная цифровая культура граждан этого общества. Поэтому необходимо формирование цифровой компетенции и цифровой культуры студентов, обучающихся в университете по различным специальностям. В статье рассмотрены понятия «цифровая грамотность», «цифровая компетентность», «цифровая культура» и выявлено их соотношение. Представлены подходы и практики развития цифровой культуры в различных вузах страны. Отмечается, что движущими силами формирования цифровой культуры студента университета становятся принцип целенаправленного ее формирования и создание организационно-педагогических условий в вузе. Указывается, что организационно-педагогические условия создаются на основе достижения планируемых образовательных результатов по каждой специальности, использования модульной технологии обучения. Делается вывод о том, что информационно-образовательная среда вуза должна обладать заданными свойствами: подчиненностью мотивам и интересам личности; использованием разнообразных технических средств; включением в обучение открытых и локальных образовательных ресурсов; использованием различных форм обучения, основанных на приближении к будущей профессиональной деятельности; организацией контроля знаний с использованием ИКТ. Сформированная цифровая культура личности студента активизирует обучение и самообразование, способствует развитию креативности и исследовательской самостоятельности.
Ключевые слова: цифровые компетенции, цифровая культура студента, формирование цифровой культуры, информационно-образовательная среда общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции.
Список литературы:
1. Гнатышина Е.В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. С. 46-54.
2. Гнатышина Е.В. Социокультурный подход как общенаучная основа формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 1. С. 50-58.
3. Карташова И. В. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры студентов вуза: автореф. дисc. ... к.п.н. – М.: Московский гос. Гуманитарный ун-т. – М., 2007. – 30 с.
4. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. – М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. – 122 с.
5. Сэкулич Н.Б. Формирование ИКТ-компетенций студентов университета в условиях цифровой революции // Педагогический журнал. – 2017. – Том 7. – № 2А. С. 302-314.
6. Шехонин А.А., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В., Гаврилина О.А. Подготовка конкурентоспособных выпускников международного уровня на основе образовательного стандарта Университета ИТМО // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – №5. С. 9-17.
7. Шаухалова Р.А., Ярычев Н.У. Цифровая культура студентов бакалавриата как конкурентное преимущество современного специалиста // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 5. С. 348-350.
:
Скачать статью в формате PDF