Раздел: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 63-72
Коды: УДК 37.026 ББК 74.202
Заглавие: ИЗУЧЕНИЕ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Авторы: Смирнова В.А.
Аннотация: Рассматриваются задачи педагога по разработке программы формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО. При отсутствии готовых алгоритмов деятельности и методик формирования УУД основой для разработки программы формирования УУД могут быть приведены методики формирования общеучебных умений (ОУУН), показана первоначальная работа, заключающаяся в определении перечня универсальных учебных действий и его структурировании. Приведены исследования по выстраиванию иерархии ОУУН по уровням деятельности и классам обучения, которые могут стать основой для разработки программы формирования УУД. В качестве инструмента для определению иерархии УУД представлена таксономией учебных целей.
Ключевые слова: Универсальные учебные действия, общеучебные умения – ОУУН, принципы формирования ОУУН.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / под. ред. С.Г. Воровщикова, Н.П. Авериной. – М.: Книга по требованию, 2012. – 230 с.
3. Галеева Н.Л. Сам себе учитель. Практические занятия по формированию метапредметных и личностных результатов обучающихся. Реализуем требования ФГОС. – М.: Книга по требованию, 2013. – 132 с.
4. Галеева Н.Л. «Сам себе учитель. Курс практических занятий по формированию успешности ученика». – М.: Изд- во «ИП Гостимский», 2012. – 132 с.
5. Игнатова О.Н., Шевченко А.Е. «Система формирования общеучебных умений у учащихся» // [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/211887/.
6. Ким Э.В., Крылов А.И., Панасенкова О.А., Королева Н.Ю. О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения // [Электронный ресурс]: http://geo. metodist.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=242.
7. Лошкарева Н. А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников: методические рекомендации для ФПК директоров и завучей школ. – М.: МГПИ, 1982. – 88 с.
8. О формировании общеучебных умений и навыков использования информационных и коммуникационных технологий в пропедевтическом курсе информатики // Математика и информатика: наука и образование: Межвуз. сб. науч. тр.: Ежегод. / Омск. гос. пед. ун-т. 2003. №. 3.
9. Паламарчук В.Ф Школа учит мыслить: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с.
10. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколения // Народное образование. 2010. № 7. С. 209-216.
11. Смирнова В.А. Использование таксономии целей и задач для разработки кодификатора познавательных универсальных учебных действий // Молодой ученый. 2015. №17. С. 572-576.
12. Таксономия задач // [Электронный ресурс]: http://www.intel.ru/content/ dam/www/program/education/emea/ru/ ru/documents/project-design1/thinkingskills/ bloom-taxonomy.pdf.
13. Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса // Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 414 с.
14. Шамова Т.И., Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» // Журнал для администрации школ. Практика. 2006. №2. С. 112-119.
:
Скачать статью в формате PDF