Раздел: ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Страницы: 128-137
Коды: УДК 378.14 ББК 74.484.4
Заглавие: СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ВТОРИЧНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ЛИНГВИСТА
Авторы: Залялетдинова И.М.
Аннотация: Актуальность изучения феномена социально-профессиональной мобильности продиктована назревшей необходимостью на социальном и экономическом уровнях в масштабе не только России, но и европейских стран. В статье уточняется объем понятия «профессиональная мобильность» в психолого-педагогической литературе. Излагается авторская позиция относительно понятия социально-профессиональной мобильности применительно к специальностям направления Лингвистика. В предложенной автором структуре социально-профессиональной мобильности лингвиста выделены следующие компоненты: когнитивный, коммуникативно-деятельностный и адаптивно-рефлексивный. Когнитивный компонент включает в себя знания о языке, коммуникативно-деятельностный – способность реализовываться в рамках диалога культур; адаптивно-рефлексивный – действия, связанные с профессиональной и личностной рефлексией и адаптацией к новым условиям труда. Рассматривается участие вторичной языковой личности лингвиста при осуществлении межкультурной коммуникации. Определяется связь между социально-профессиональной мобильностью лингвиста и вторичной языковой личностью.
Ключевые слова: социально-профессиональная мобильность, языковая личность, вторичная языковая личность, коммуникативный акт, межкультурная коммуникация, картина мира.
Список литературы:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2010.
2. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Из- дат. центр «Академия», 2012.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003.
6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языко- вая личность. – М.: КомКнига, 2011.
7. Кезин А.С. Инновационное образование как условие социальной адаптации и мобильности личности в условиях рынка // Вестник ТОГУ. № 3 (6). 2007. С. 125-142.
8. Кошкарова Л.С., Ярулина Л.П. Студент РБИУ: Путь к социальной смелости.// Современная высшая школа: инновационный аспект. 2013. №1. С. 54-65.
9. Львов Л.В. Компетентностно-контекстная система подготовки специалистов с оперативным характером профессиональной деятельности: монография. – М.: Изд-во СГУ, 2009.
10. Мясникова Т.И. Развитие профессиональной мобильности в процессе профилизации подготовки будущих специалистов в вузе: дисс. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2010.
11. Никитина Е.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога: дисс. ... канд. пед. наук. – Иркутск, 2007.
12. Новолодская С.Л. Формирование у студентов неязыкового вуза профессиональной мобильности средствами учебного пособия по иностранному языку: дисс. ... канд. пед. наук. – Иркутск, 2005.
13. Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание. – М., 1991.
14. Психология общения. Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Когито-Центр, 2011.
15. Словарь по профориентации и психологической поддержке: электронное издание – Наука и образование // [Электронный ресурс]: http:// technomag.edu.ru/doc/42344.html.
16. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 576 с.
17. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М.: Высш. шк., 1989.
18. Чудинов В.А. Проблема языкового субъекта // [Электронный ресурс]: http://chudinov.ru/problemayazyikovogosubekta/.
19. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика. // Структурализм: «за» и «против». – М., 1975.
20. Buchan J., Glinos I.A., Wismar M. Introduction to health professional mobility in a changing Europe. // Health professional mobility in a changing Europe. New dynamics, mobile individuals and diverse responses /ed. Buchan J., Glinos I.A., Wismar M., Bremner J. Copenhagen: European Observatory of Health Systems and Policies, 2014. P. 3-16.
:
Скачать статью в формате PDF