Раздел: Консультации специалиста
Страницы: 59-70
Коды:
DOI 10.7442/2071-9620-2015-4-59-70
УДК 378
ББК 74.483
Заглавие: МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТОВ
Авторы: Л.В. Львов, И.М. Залялетдинова
Аннотация: Очевидная необходимость повышения социальной и профессиональной мобильности выпускников вуза ставит перед педагогикой высшей школой задачу усовершенствования образовательного процесса. Опираясь на теоретические аспекты моделирования в педагогике и совокупность целостного, компетентностного и лингводидактического подходов разработана модель развития социально-профессиональной мобильности лингвистов, которая включает в себя взаимосвязанные блоки: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и результативно-коррекционный. Наполнение целевого блока обеспечивает социальный заказ как интеграция государственных, общественных и личностных потребностей в отношении уровня подготовки выпускника. Содержательный блок включает в себя компоненты социально-профессиональной мобильности лингвистов, системы общекультурных и общепрофессиональных компетенций, формируемых в рамках блочно-модульного обучения. В процессуально-деятельностном блоке выделены этапы (когнитивно-репродуктивный, деятельностно-продуктивный, личностно-креативный) и соответствующие им типы обучения. Результативно-коррекционный блок характеризуется уровнями развития социально-профессиональной мобильности лингвистов, системой критериев и показателей по каждому ее компоненту.
Ключевые слова: социально-профессиональная мобильность, педагогическая модель развития социально-профессиональной мобильности лингвистов, целевой блок, содержательный блок, процессуально-деятельностный блок, результативно-коррекционный блок.
Список литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – Казань, 1998.
2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода). 2004. № 11. С. 3-13.
3. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. – М.: Университетская книга, 2006.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: НПО МО России, 1995.
5. Богатырев А.И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) // [Электронный ресурс]: www.rusnauka. com
6. Богин Г.И. Современная лингводидактика: учеб. пособие. – Калинин: Изд-во КГУ, 1980.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2009.
8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие. – М.: Издат. центр «Академия», 2012.
10. Залялетдинова И.М. Социально-профессиональная мобильность и вторичная языковая личность лингвиста // Современная высшая школа: инновационный аспект. № 3. 2015. С. 128-137.
11. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие.– М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2005.
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // [ Электронный р есурс]: w ww. slovo.yaxy.ru/87.html.
13. Леонтьев А.Н. Психология общения. – М.: Смысл, 2008.
14. Львов Л.В. Проектирование системы профессиональной подготовки на полипарадигмальной основе: монография. – М.: Изд-во СГУ, 2013.
15. Львов Л.В. Технология формирования учебно-профессиональной компетентности (концепт): монография. – Челябинск: ЧГАУ; ЮУНОЦ РАО, 2007.
16. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Motivation & Personality / пер. с англ. А. Татлыбаева. – М.: Евразия, 2001.
17. Миньяр-Белоручев Л.Ф. Методика обучения французскому языку: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1990.
18. Найн А.Я. Терминологические основания целостного подхода в педагогической науке и образованию // Целостный подход в профессиональной подготовке выпускников вуза / Монография: Отв. ред. А.Я. Найн. – Челябинск: Изд-во Урал. гос. ун-та физ. культ., 2015.
19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 940 // Гарант // [Электронный ресурс]: base. garant.ru.
20. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов и фразеологических выражений. – М.: АСТ, Мир и образование, 2014.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1998.
22. Степанов С.Ю., Семёнов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Хрестоматия по психологии творчества. – М.: Феникс, 1999.
23. Степашко Л.А. Целостность как приоритетная категория педагогической науки // Материалы юбилейной науч.-метод. конф. Хабар. гос. пед. ун-т, 2003. – С. 109-114.
24. Толковый словарь русского языка / под редакцией проф. Д.Н. Ушакова. // [Электронный ресурс]: www. ushakovdictionary.ru
25. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. – Л.: ЛГУ, 1977.
26. Штофф В.А. Моделирование и философия. – М.: Наука, 1966.
:
Скачать статью в формате PDF