Раздел: Инновационные процессы в контексте непрерывного образования
Страницы: 88-99
Коды:
DOI 10.7442/2071-9620-2015-4-88-99
УДК 372.8
ББК 74.268.0
Заглавие: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
Авторы: Б.А. Исмагулова, А.В. Москвина, П.Г. Лабзина
Аннотация: Рассматриваются педагогические возможности духовно-нравственных ситуаций как средства творческого развития подростков, раскрывается структура понятий «творчество», «творческое развитие подростков», «духовно-нравственная деятельность», «педагогическая ситуация», «духовно-нравственная ситуация». Особое внимание уделено содержанию, типам и видам духовно-нравственных ситуаций как способам развития литературно-творческих способностей подростков на уроке литературы (информационные, рефлексивные, эмпатические, смысложизненные); этапам духовно-нравственного развития подростка: жизненная (или искусственно созданная на уроке) ситуация, духовно-нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения; выбор и принятие решений, волевой стимул, поступок; педагогическим условиям, необходимым для создания духовно-нравственных ситуаций: открытость; демонстрация чуждости и общности человеческих индивидуальностей; безоценочная реакция учителя по отношению к получаемой от собеседника информации; создание эмоциональной обстановки, способствующей открытию человеком самого себя, своих «потайных» уголков души; общий язык, понятный подростку и педагогу; опора на вечные духовные ценности. Уточняются методы (методы самопознания, эвристические методы, исследовательские методы) и формы (уроки с элементами драматизации, урок-инсценирование, урок-диспут, коллоквиум, урок-консультация, урок-тренинг), критерии и показатели творческого развития подростков средствами духовно-нравственных ситуаций. Рассматривается система творческих ситуационных задач, имеющих духовно-нравственное содержание.
Ключевые слова: творчество, творческое развитие подростков, духовно-нравствен-ые ситуации, духовно-нравственное поведение подростков, методы и формы творческого развития подростков средствами духовно-нравственных ситуаций, система творческих ситуационных задач.
Список литературы:
1. Айзерман Л.С. С углубленным изучением литературы. – М.: Знание, 1990. – 80 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Труды института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева. – Л., 1985. – 146 с.
3. Андрюхина Л.М. Культура и стиль: педагогические тональности. – Екатеринбург: ИРРО, 1993. – 185 с.
4. Басин Е.А. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. 1987. №2.
5. Белкин А.С. Неожиданная радость // Педагогика. 1998. №3.
6. Виноградова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников // Завуч. 1998. №4. С. 18-33,
7. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Г.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4.
8. Изучение личности школьника учителем / под ред. З.И. Васильевой и др. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с.
9. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
10. Краткий психологический словарь / под ред. Л.А. Карпенко. – Ростов-н/Д.: Феникс. 1998. – 512 с.
11. Лабзина П.Г., Москвина А.В. Творческий потенциал познавательной задачи в развитии креативного мышления студента технического вуза: учеб.-методическое пособие. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2014. – 136 с.
12. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.
13. Москвина А.В. Литературное творчество учащихся: монография. – М.: Педагогический вестник, 2003. – 140 с.
14. Москвина А.В. Становление интеллектуального творчества старшеклассников: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Высшая школа, 2008. – 352 с.
15. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – Л.: АПН РСФСР, 1960. – 352 с.
16. Роджерс К. Эмпатия / Пер. с англ // Психология эмоций: тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1984. 287 с.
17. Рындак В.Г., Сафонова З.Г., Ксенофонтова А.Н., Буева И.И. Уроки Сухомлинского. – М.: Педагогический вестник, 1998. – 232 с.
18. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека // Избр. пед. соч.: В 5 т. Т. 4. – Киев, 1979.
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №277 – ФЗ (ред. от 21.07.2014.)
20. Фоменко Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника: автореф. дис. … к.псх.н. – М., 1995. – 16 с.
21. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. 144 с.
:
Скачать статью в формате PDF