Раздел: КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Страницы: 10-16
Коды:
DOI 10.7442/2071-9620-2016-1-10-16
УДК 378.14
ББК 74.484.4
Заглавие: ПРИНЦИПЫ АГОНИСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Авторы: Е.А. Гнатышина, Е.В. Евплова
Аннотация: Анализируются положительные и отрицательные стороны принципа агонистики в профессиональном образовании, обосновывается потребность в синтезировании агонистики в образовании. Принцип «агонистики» (соревнования) понимается как принцип состязательности, благородного соревнования с целью достижения наилучшего результата. Сделан вывод о том, что «правильное» использование принципа агонистики позволяет раскрыть способности обучающихся, проявить инициативность, дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию конкурентной борьбы, что крайне необходимо личности в условиях современного конкурентного мира. Определено, что в соответствии с принципом агонистики в профессиональном образовании состязательность может проявляться с трех позиций. Во-первых, студенты видят проявление внешней конкуренции в борьбе за что-либо, во-вторых – начинают конкурировать между собой, стремясь превзойти своих однокурсников, в третьих – конкурируют сами с собой за лучшие результаты по сравнению со своими предыдущими результатами. Показано: соперничество нередко приводит к унижению достоинства личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически для одной или всех соперничающих сторон (наиболее ярким примером такого соперничества является война). Авторы приходят к выводам о том, что в современных рыночных условиях агонистика является объективной реальностью, а формирование конкурентоспособности – насущной необходимостью. Однако использование принципа агонистики в системе профессионального образования обязательно должно сопровождаться преодолением его негативных сторон.
Ключевые слова: агонистика, соревнование, соперничество, конкуренция, конкурентоспособность специалиста, профессиональное образование и др.
Список литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
2. Античная агонистика и олимпизм: хрестоматия: для студентов институтов физической культуры / сост. К.Н. Ефременков. – Смоленск, 2002. – 254 с.
3. Билинский Б. Древнегреческие агоны: превосходство телесности и восхищение интеллектом // Спорт, духовные ценности, культура: сб. Вып.
3 / сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. – М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 1998. С. 317-339.
4. Евплова Е.В. Состояние проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 121-127.
5. Зареева (Валежанина) Т.В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в социальном партнерстве вуза и малых инновационных предприятий: 13.00.08. – Екатеринбург, 2014. – 218 с.
6. Зеер Э.Ф. Диверсификация моделей подготовки профессионально-педагогических кадров // Вестн. учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию: сб. науч. трудов. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. № 1(40). С. 9-13.
7. Пичугина В.К. Развитие антропологического дискурса «Заботы о Себе» в истории античной педагогики: диcс. ... д.п.н. – Волгоград, 2013. – 363 с.
8. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи // [Электронный ресурс]: http:// do.gendocs.ru.
9. Столяров В.И. Концепция спартианского движения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 1. С. 4-6.
10. Тарасенко И.Р. Содержание, предпосылки и состояние социально-духовной направленности процесса формирования физической культуры молодежи // [Электронный ресурс]: http://www.superinf.ru.
11. Тарасенко И.Р. Формирование социально-духовных ценностей средствами физической культуры в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи: дисс. ... к.п.н. – Ставрополь, 2005. – 187 c.
12. Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении // [Электронный ресурс]: http://book-online.com.ua.
13. Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» // [Электронный ресурс]: http:// dugward.ru.
14. Хёйзинга Й. HomoLudens. Опыт определения игрового элемента культуры // HomoLudens. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс: Прогресс-Академия. – 240 с.
:
Скачать статью в формате PDF