Раздел: ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Страницы: 106-113
Коды:
DOI 10.7442/2071-9620-2016-1-106-113
УДК 37.017+371.3
ББК 74.005.1+74.202.67
Заглавие: ОПЫТ ТОЛЕРАНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ
Авторы: О.А. Вегера, В.В. Логинов, А.Я. Найн
Аннотация: Обучение взаимодействию обучающихся – понятие из категорий «вечных». Однако всегда востребовано и до сих пор трактуется неоднозначно. В статье показано, что только в процессе совместной деятельности педагог и ученик взаимодействуют. Действия субъектов должны быть взаимными или, по В. Далю, «равно друг другу отвечающими». Уточняются содержательные характеристики двух ключевых определений «взаимодействие» и «толерантность», которые являются основой исследовательского поиска опыта толерантного взаимодействия обучающихся на основе интерактивного обучения общению. В понимании авторов, толерантность, это основанная на ценностных ориентациях готовность субъекта к осознанным личностным действиям, направленным на выстраивание отношений с представителями иной социальной, нравственной, культурной среды на конструктивной основе, на расширение собственного опыта путем приобщения к иным культурам и взглядам. Опираясь на известный «Опросник межличностных отношений» М. Шутца, в статье приведены полученные в экспериментальном исследовании результаты опыта толерантного взаимодействия обучающихся на основе интерактивного обучения общению.
Ключевые слова: опыт, толерантное взаимодействие, обучающиеся, интерактивное обучение, общение.
Список литературы:
1. Гейхман Л.К. Обучение общению на основе взаимодействия с Другим // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 7 (19). С. 28-34.
2. Гощин М.В. Формирование опыта социального взаимодействия студентов младших курсов вуза // Современное обеспечение учебного процесса: материалы регион. науч.-метод. конф. – Оренбург: Издат. центр «Пресса», 2009. – С. 123-126.
3. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение, 1985. – 431 с.
4. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 177 с.
5. Кухарев Н.Б. Педагогическая теория и школьная практика. – Минск: БГУ, 1978. – 296 с.
6. Найн А.Я. Культура делового общения: учебное пособие. – Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2007. – 256 с.
7. Педагогическая наука и образование: тематич. сб. научных трудов. Вып. 14 / отв. ред. А.Я. Найн. – Челябинск: УралГУФК, 2014. – 384 с.
8. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. – Мн.: Белорусская наука, 2011. – 319 с.
9. Усынин С.В. Формирование межнациональной толерантности обучающихся в процессе внеучебной деятельности // Культура поведения в колледже: сб. науч. материалов конф. – Барнаул: Барнаульский строительный колледж, 2003. – С. 20-25.
10. Ушачев М.С. Взаимодействие подростка и педагога как успешное развитие толерантного отношения в учебном процессе // Обучая в развитии: пути инновационного подхода: материалы сб. науч.-метод. конф. кафедры педагогики. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2009. – С. 71-75.
11. Фомина Н.С. К вопросу развития толерантности подростков в системе дополнительного образования // Материалы научн.-практ. конф. кафедры педагогики. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С. 39-44.
12. Харитонова Е. В. Социально-педагогические условия формирования опыта социального взаимодействия подростка в учреждении дополнительного образования детей: монография. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2011. – 180 с.
:
Скачать статью в формате PDF