Раздел: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 50-59
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-4-50-59 УДК 377.3 ББК 74.4
Заглавие: ЦЕННОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РАБОЧИХ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
Авторы: Ю.В. Брагина
Аннотация: В контексте становления новой парадигмы образования выявляются и обосновываются ценностно-профессиональные ориентации как ключевые характеристики социально-профессиональных квалификаций, а также необходимость разработки эффективных средств их формирования у современных рабочих. Представлен перечень выявленных девяти ключевых надпрофессиональных компетенций (социально-профессиональных квалификаций) рабочих. Рекомендовано использование мониторинга профессионального развития для выявления уровня выраженности данных характеристик, а также использование специальной программы для их формирования и развития. Полученные материалы могут быть полезными для психологической практики при профессиональном консультировании, индивидуальном консультировании, профессиональном обучении, а также при формировании метапрофессиональных качеств представителей рабочих профессий
Ключевые слова: ценностно-профессиональные ориентации, рабочий, рабочие профессии, ключевые квалификации, мониторинг профессионального развития.
Список литературы: 1. Аладьина В.В. Ценностно-профессиональные ориентации студентов
технических вузов: автореферат дис.
канд. психол. наук. – М.: 2012. – 25 c.
2. Брагина Ю.В. Ценностно-профессиональные ориентации: анализ понятия // Наука как движущая антикризисная сила: инновационные
преобразования, приоритетные направления и тенденции развития
фундаментальных и прикладных научных исследований: сб. науч. ст. по
итогам международной научно-практической конф. 15-16 января 2016 г.,
г. Санкт-Петербург. – СПб: Изд-во
Культинформпресс, 2016. С. 55-58.
3. Брагина Ю.В. Формирование ценностно-профессиональных ориентаций студентов металлургического
колледжа // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 6. С. 125-131.
4. Водопьянова Н.Е., Штейн М.В. Оценка оптимизма и активности личности:
практикум по психологии здоровья /
Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб:
2005. – 352 с.
5. Гильмутдинов Д.Я. Ценностные
ориентации студентов учреждений
среднего профессионального образования и их реализация в условиях современной России: Автореф. дис. …
к.соц.н. – Уфа: 2006. – 24 с.
6. Гончар С.Н. Самоэффективность как
профессиональное качество будущих
педагогов-психологов // Педагогическое мастерство: материалы междунар.
науч. конф. (Москва, апрель 2012 г.). –
М.: Буки-Веди, 2012. С. 250-253.
7. Гринько О.В. Развитие гуманитарной
позиции личности учащихся студентов // Психология обучения. – 2008. –
№ 4. С. 73-79.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. –
1229 с.
9. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие
технологии начального профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных
заведений. – M.: Издательский центр
Академия, 2010. – 176 с.
10. Зеер Э.Ф. Социально-образовательные аспекты становления «человека труда» // Образование и наука. –
2013. – №8. С. 32-46.
11. Каминская Т.С. Профессиональные
ценностные ориентации как характеристика личности студента технического вуза // Психологический журнал. – 2006. – № 1. С. 40-43.
12. Киселев В.Н. Жизненные ценности
молодых рабочих в современных условиях: автореферат дис. … к.соц.н. –
Екатеринбург, 2013. – 20 c.
13. Кошелева А.Н. Ценностно-профессиональные ориентации различных
социальных групп в условиях безработицы: автореферат дис. ... к.п.н. –
СПб.: 2001. – 17 с.
14. Лазутина Т.В., Ицкович Т.В. Социально-культурные основы высшего рабочего образования / Инновационные
технологии в образовании: теория
и практика: монография. – Красноярск: Научно-инновационный центр,
2011. – 344 с.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. –
СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
16. Михайлова Т.В. Профессиональные
ценностные ориентации: к вопросу о
содержании понятия // Казанская наука. – 2012. – № 8. С.105-107.
17. Мкртчян Г.М. Ценностные ориентации молодежи в процессе профессионального самоопределения: дис. ...
к.ф.н. – Москва, 1983. – 197 с.
18. Скрипова Н.Е. Аксиологическая концепция ориентации школьников на
рабочие профессии: автореф. дис …
д.п.н. – Владикавказ, 2016. – 47 с.
19. Фанталова Е.Б. Методика «Уровень
соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» // Журнал практического психолога. – 1996. – № 2. С. 32-37.
20. Цвык В.А. Cобственность как предмет социологического анализа //
Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2009. – № 4. С. 80-89.
21. Шадриков В.Д., Кузнецова И.В. Формируем профессиональные компетенции // Справочник заместите -ля директора школы. – 2012. – № 8.
C. 58-69.
22. Field F.L., Kehash D. & Tiedeman D.V.
The self-concept in career develop-
ment. // Personnel & Guidance Jour-
nal. – 1962. – 41(63). P. 767-771.
23. Hall D.T. Career development in
organization. – San-Francisco: Jossey-Bas, London, 1986. – 366 p.
24. Helbing J.S. The self in career
development. Theory, measurement,
and counseling. – Amsterdam: Geboren
Teassen, 1987. – 199 p.
25. Super D.E., Hall D.T. (1978) Career
development: exploration and planning //
Ann. Pev. Psyhol. – 1978. – № 29. 72 p.
26. Zeer E.F. & Bragina I.V. Valuable and
Professional Orientations as a Social and
Psychological Resource of Development
of a Modern Worker. Available at: http://
www.ijese.net/makale/1065 (accessed 20
October 2016).
: