Раздел: Актуальные проблемы управления качеством образования
Страницы: 48-59
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-1-48-59 УДК 37.04 + 159 ББК 74.480 +88.283
Заглавие: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО СТРЕССА И УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авторы: Н.А. Ходак
Аннотация: На основе анализа научной литературы рассматривается сущность понятий «стресс», «стрессоустойчивость», «психическая напряженность». Перечисляются причины учебных стрессов у студентов в условиях образовательной организации. Актуализируется проблема изучения стресса как естественного состояния психической напряженности студентов высшего образования. Описываются результаты проведенного эмпирического исследования особенностей развития учебного стресса и уровня стрессоустойчивости у студентов гуманитарных и технических специальностей в системе высшего образования. На основе анализа результатов проведенного исследования среди обучающихся специальностей «Лингвистика» и «Прикладная информатика» доказываются гипотезы, согласно которым у студентов гуманитарной специальности первых курсов обучения интенсивность учебной нагрузки не приводит к значительному повышению показателя психологического стресса и незначительно возрастает к старшим курсам обучения; значимая учебная нагрузка у студентов гуманитарной специальности старших курсов обучения приводит к повышению учебного стресса; высокие показатели учебного стресса у студентов технической специальности существенно не влияют на их общее психо-эмоциональное состояние; у студентов технической специальности уровень стрессоустойчивости значительно выше, чем у обучающихся по гуманитарной специальности; высокие показатели стрессоустойчивости противопоставляются низким значениям психологического стресса у студентов технической специальности. В ходе эмпирического исследования установлены взаимосвязи между учебным стрессом с интегральным показателем психической напряженности и общим уровнем стрессоустойчивости у студентов разных курсов обучения в системе высшего образования. Изучены особенности снятия учебного стресса у студентов разных специальностей. Определена взаимосвязь общего уровня стрессоустойчивости и особенностей психоэмоционального состояния у студентов разных специальностей в условиях учебного процесса.
Ключевые слова: профессиональное образование, стресс, психическая напряженость, психологический стресс, физиологический стресс, учебный стресс, стрессоустойчивость, стрессоры
Список литературы: 1. Абдурагимова Н.А. Связь прокрастинации с академической успеваемостью и мотивацией достижения у
студентов. Дипломная работа. – М.:
МГЛУ, 2011. – 72 с.
2. Агафонова О.А. Особенности развития учебного стресса у студентов разных специальностей. Квалификационная работа. – М.: МГЛУ,
2013. – 61 с.
3. Бодров В.А. Информационный
стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 382 с.
4. Большой психологический словарь /
Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков,
В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
5. Величковская С.Б. Оценка проявлений стресса у слушателей второго
высшего образования // Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. –
М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013.
С. 70-81.
6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.
«Синдром выгорания» в системе
«человек - человек». Практикум по
психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред.
Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер-Пресс, 2001. – 448 с.
7. Гомеостаз / под ред. П.Д. Горизонтова. – М.: Медицина, 1981. – 576 с.
8. Елисеев О.П. Дифференциальные
шкалы эмоций (по К. Изарду): практикум по психологии личности. –
СПб.: 2003. С. 226-227.
9. Жучкова Л.Ю. Особенности становления профессиональной идентичности у студентов-психологов разных
курсов // Выпускная квалификационная работа. – М.: Изд-во Моск. гос.
ун-та, 2012. – 53 с.
10. Игнатьева В.Л. Теоретические основания организации системы психолого-педагогической поддержки
студентов в вузе // Психологические
закономерности формирования познавательной деятельности. – М.:
ИПК МГЛУ Рема, 2011. С. 121-125.
11. Идобаева О.А., Резницкая Г.И. Самоактуализация личности как условие
психологического благополучия современных студентов. – М.: ИПК
МГЛУ Рема, 2011. С. 29-42.
12. Ковалёва Л.М. Исследование особенностей проявления стрессовых состояний студентов медицинских колледжей в период их профессиональной
подготовки // Вестник СевНТУ. –
2010. – № 104. С. 103-106.
13. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности //
Психология психических состояний /
под ред. А.О. Прохорова. – 2002. –
№ 4. С. 326-344.
14. Маленова А.Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг-поведения в ситуациях оценивания на
примере ситуации экзамена: автореф.
дис. ... к.п.н. – Омск, 2007. – 22 с.
15. Потемкина О.Ф., Потемкина М.А.
Тесты для подростков. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 – 320 с.
16. Психофизиология: учебник для вузов /
Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.:
Питер, 2014. – 464 с.
17. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.:
Прогресс, 1982. – 123 с.
18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.:
Речь, 2004. – 350 с.
19. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. –
М.: Академия, 2001. – 304 с.
20. Стародубцева Е.А. Психосберегающие технологии обучения иностранному языку в языковом вузе: на материале преподавания английского
языка: автореф. ... дис. канд. пед.
наук. – М., 2007. – 21 с.
21. Суслова О.И. Формирование мотивационного компонента профессионального становления будущих педагогов-психологов: автореф. дис. ...
к.п.н. – Саратов, 2007. – 22 с.
22. Федорченко В.В. Исследование информационного стресса у студентов-психологов на различных этапах
обучения. Дипломная работа. – М.:
Изд-во Моск. гос. ун-та, 2000. – 84 с.
23. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности: учебник
для студ. учреждений высш. проф.
образования. – М.: Издательский
центр Академия, 2014. – 384 с.
24. Щербатых Ю.В. Психология стресса.
– М., 2005. С. 176-273.
25. Щербатых Ю.В. Экзаменационный
стресс. – Воронеж, 2000. С. 119-142.
: