Раздел: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
Страницы: 61-69
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-1-61-69 УДК 376 + 377.8 ББК 74.669 +74.479
Заглавие: СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Авторы: А.В. Савченков, Н.В. Уварина
Аннотация: Психологический анализ деятельности педагога профессионального обучения позволяет отнести ее к ряду профессий наиболее эмоционально и интеллектуально напряженных, часто связанных с экстремальными ситуациями. В современных условиях большинство педагогов не обладают необходимыми жизненными навыками, опытом продуктивных действий в экстремальных ситуациях и их преодоления. Предполагается, что термин «экстремальная педагогика» в первую очередь связан с формированием у будущих педагогов профессионального обучения способности адаптироваться к экстремальным ситуациям, принимать в них рациональное и обдуманное решение, определять последствия экстремальной ситуации для всех субъектов образовательного процесса и для своей будущей профессиональной деятельности. Утверждается, что риск попасть в экстремальную ситуацию, боязнь стрессов и негативных факторов, сопряженных с педагогической деятельностью, напряженные взаимоотношения между педагогами профессионального обучения и обучающимися могут негативно сказаться на становлении профессиональной идентичности, мешают педагогам принимать ценности, смыслы и идеалы, связанные с педагогической профессией, включить их в общую ценностную картину мира. По результатам проведенного эмпирического исследования было выявлено, что у 1/3 студентов преобладает неопределенное состояние профессиональной идентичности, что может негативно сказаться на ее формировании. Полученный по результатам исследования вывод, согласно которому большинство студентов считают экстремальные ситуации негативным фактором педагогической профессии и выражает свою неготовность к ним, обусловливает внедрение экстремальной педагогики в образовательный процесс вуза и определяет перспективное направление дальнейшего педагогического исследования данной проблемы
Ключевые слова: экстремальная педагогика, профессиональная идентичность, педагог профессионального обучения, экстремальная ситуация, экстремальное состояние, становление профессиональной идентичности.
Список литературы: 1. Данченко С.П. Специфические особенности педагогики безопасности //
25 лет ОБЖ: материалы Всероссийской научной конференции. – Екатеринбург: УрГПУ, 2016. – С. 21-25.
2. Ильина В.В. Генезис развития тер -мина «экстремальные условия» в психологической науке // Вестник
Краснодарского университета МВД
России. – 2014. – №2 (24). С. 100-103.
3. Маслобойщиков В.С. Экстремальные
ситуации: осмысление, выбор поведения // Эксперимент и инновации в школе // Инновации и эксперимент в
образовании. – 2015. – №6. С. 9-12.
4. Назарова Т.С., Шаповаленко В.С. От
экстремальных педагогических технологий к традиционной практике //
Педагогика. – 2001. – №5. С. 23-29.
5. Рязанова Н.В. Экстремальные события и экстремальные ситуации: общие черты и отличительные признаки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2007. –
№1. С. 143-147.
6. Смирнова П.В. Психологические характеристики становления профессиональной идентичности: на при -мере профессии «психолог»: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2006. – 21 с.
7. Соловьева Е.В., Бокачева О.Н. Психологическое сопровождение педагогов в формировании стрессоустойчивости // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №4 (65). С. 221-223.
8. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие для студентов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 607 с.
9. Уварина Н.В. Тенденция развития профессиональной деятельности управленческих кадров учреждений
общего образования // Вестник Южно-Уральского государственного
университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2013. –
Т. 5. – №1. С. 43-48.
10. Gertsog G.A. Professional identity for
successful adaptation of students – a
participative approach / G.A. Gertsog,
V.V. Danilova, D.N. Korneev, A.V. Sav-
chenkov, N.V. Uvarina. – Rupkatha
Journal on Interdisciplinary Studies in
Humanities. – 2017. – Vol. IX. – №1.
P. 301-311.
11. Savchenkov A.V. Training of workers and
specialists relevant to the requirements
of high-tech industries in the context
of networking cooperation of regional
educational institutions and enterp-
rises. – Revista ESPACIOS. – 2017. –
Vol. 38 (№40). P. 35
: