Раздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 89-96
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-1-89-96 УДК 378 ББК 74.480
Заглавие: РЕФЛЕКСИВНЫЕ ОСНОВЫ ИММЕРСИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Авторы: В.А. Чупина, О.А. Федоренко
Аннотация: Цель статьи – рассмотрение иммерсивной образовательной среды с позиции рефлексивной методологии. На основе сравнительного анализа понятий иммерсивности и рефлексии и их существенных признаков определяются детерминантные связи иммерсивной и рефлексивной образовательных сред, их общие системные свойства и синергетический потенциал. Рефлексия, обладающая свойствами погружения на этапах анализа, критического осмысления и нормирования деятельности, рассматривается в качестве методологической основы формирования иммерсивной образовательной ср еды
Ключевые слова: образовательная среда, рефлексия, иммерсивная среда, рефлексивная среда, средоориентированные педагогические технологии, когнитивная педагогика
Список литературы: 1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. – Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова,
2004. – 216 с.
2. Куцеева Е.Л., Куцеев В.В. Рефлексия – феномен сознания в педагогическом процессе // Современная
высшая школа: инновационный аспект. – 2017. – Т. 9. – №1. С. 120-125.
3. Лепский В.Е. Рефлексия в работах
Г.П. Щедровицкого и В.А. Лефевра //
Рефлексивный подход: от методологии к практике. – М., 2009. – С. 27-38.
4. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные
среды инновационного развития. – М.:
Изд-во «Когито-Центр», 2010. – 255 с.
5. Метаева В.А. Развитие профессиональной рефлексии в последипломном образовании: методология, теория, практика: дис. … докт. пед.
наук. – Екатеринбург, 2006. – 357 с.
6. Осипова Т.А. Социально-личностное
самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической среды: дис. ... канд. пед. наук.– Тюмень,
2006. – 188 с.
7. Полани М. Личностное знание. На
пути к посткритической философии. – М.: Прогресс, 1985. – 344 с.
8. Сергеев С.Ф. Эргономика иммерсивных сред методология, теория,
практика: дис. ... докт. психол. наук –
Санкт-Петербург, 2010. – 420 с.
9. Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы дидактики техногенных образовательных сред //
Образовательные технологии. –
2015. – №2. С. 49-60.
10. Сергеев С.Ф. Конструктивизм и обучающие среды // Философия образования. – 2006. – №2. С. 215-222.
11. Сергеев С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. – М.:
Народное образование, 2009. – 429 с.
12. Сергеев С.Ф. Когнитивная педагогика: пользовательские свойства
инструментов познания // Образовательные технологии. – 2012. – №4.
С. 69-78.
13. Станкевич Л.В. Роль культуросообразной среды в формировании коммуникативной культуры будущих
юристов // Среднее профессиональное
образование. – 2008. – №10. С. 70-72.
14. Ульянова Е.А. Концептуальное и кортежное моделирование аутопоэтиче-ских систем [Электронный ресурс] //
Фундаментальные исследования. –
2011. – №8 (1). С. 234-238. – Режим
доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=26822
15. Чупина В.А. Рефлексивно-акмеологические инварианты педагогических технологий // Инновационные
процессы в образовании: стратегия,
теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 11–14 ноября
2013 г. Екатеринбург. В 3 т. Т. 3. –Екатеринбург Рос. гос. проф.-пед. ун-т,
2013. С.146-148.
16. Чупина В.А., Федоренко О.А. Рефлексивная образовательная среда в формировании рефлексивных способностей студентов // Муниципальное
образование: инновации и эксперимент. – 2017. – №2. С. 67-70.
17. Ясвин В.А. Тренинг педагогического
взаимодействия в творческой образовательной среде / под ред. В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. –
176 с
: