Раздел: ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Страницы: 111-117
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-3-111-117 УДК 378.14 ББК 74.484.4
Заглавие: КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Авторы: В.А. Таратута
Аннотация: Рассматривается специфика кибернетического подхода как условия повышения качества образования. Процесс обучения анализируется с точки зрения теории управления процессом формирования информационной компетенции как составной части профессиональной компетентности. Раскрывается актуальность проблемы, которая вызвана увеличивающимся потоком информации и необходимостью формирования информационной культуры выпускников вузов. Анализируются ключевые понятия. Представлена краткая историография развития кибернетики и кибернетической педагогики, выделен философский аспект. Представлены и проанализированы позиции зарубежных и российских ученых на данную проблему. Указывается на необходимость использования идей кибернетической концепции в условиях информационного общества. Доказывается, что с помощью методов и принципов кибернетики можно эффективно управлять процессами обучения, прогнозировать желаемые результаты посредством выявления тенденций, проблем, достижений. Наличие у педагога полной информации о показателях учения и личностных характеристиках обучающихся позволяет осуществлять оценочно-рефлексивную деятельность, корректировать содержание, формы, методы обучения, содействовать повышению качества образования.
Ключевые слова: кибернетика, кибернетическая педагогика, информационные технологии, синергетика, кибернетический подход, принципы, информационная компетенция, оптимизация, качество образования.
Список литературы: 1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учеб.-метод. пособие. – М.: Высшая школа,
1980. – 368 с.
2. Balikaeva M.B. The interconnection
between future engineers’ professional
mobility in higher school social and
cultural environment // Modern Journal
of Language Teaching Methods. –
2017. – Vol. 7. – No. 11. P. 70-78.
3. Беспалько В.П. Программированное
обучение. Дидактические основы. –
М.: Просвещение, 1970. – 300 с.
4. Бирюков Б.В., Спиркин А.Г. Философские проблемы кибернетики //
Вопросы философии. – 1964. – № 9.
С. 112.
5. Винер Н. Кибернетика и общество. –
М., 1958. – 200 с.
6. Грачев М.Н. Кибернетический подход и система философских взглядов
Норберта Винера: дис. … канд. филос. наук. – Москва, 1994. – 177 с.
7. Елагина В.С., Гревцева Г.Я., Немудрая Е.Ю. Формирование педагогической компетентности в условиях
технологии проектного обучения //
Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. С. 90.
8. Ительсон Л.Б. Математические и
кибернетические методы в педагогике. – М.: Просвещение, 1964. – 248 с.
9. Комарова Н.М. Развитие кибернетической педагогики в ФРГ,
1960-е-1990-е годы: дис. …. канд. пед.
наук. – Москва, 1995. – 127 с.
10. Ланда Л.Н. О кибернетическом подходе к теории обучения // Вопросы
философии. – 1962. – № 9. С. 75-87.
11. Майер Р.В. Кибернетическая педагогика: Имитационное моделирование
процесса обучения. – Глазов: ГГПИ,
2013. – 138 с.
12. Неволина И.А. История становления и развития кибернетического
подхода в обучении [Электронный ресурс] // Исследования в области
естественных наук. – 2012. – № 6. –
Режим доступа: http://science.snauka.
ru/2012/06/687
13. Овсяницкая Л.Ю. Применение кибернетического подхода методико-
технологической основы исследования формирования информационной
компетентности специалистов здравоохранения [Электронный ресурс] //
Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – Режим
доступа: http://www.science-education.
ru/ru/article/view?id=19905
14. Слюсарь Ю.Б. Кибернетический подход к организации управления в корпоративных системах: дис. …канд.
экон. наук. – Ростов-на-Дону, 2007. –
141 с.
15. Советский энциклопедический словарь // гл. ред. А.М. Прохоров.– М.:
Советская энциклопедия, 1988. –
1600 с.
16. Фаткуллин Н.Ю. Балльно-рейтинговая система оценивания обучающихся как источник формирования
«больших данных» в учебном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. –
Т. 8. – № 4. С. 75-81.
17. Фирстов В.Е. Математические модели управления дидактическими процессами при обучении математике
в средней школе на основе кибернетического подхода: дис. … д-ра пед.
наук – Саратов, 2010. – 460 с.
18. Циулина М.В. Некоторые аспекты
проблемы непрерывного педагогического образования [Электронный
ресурс] // Современные проблемы
науки и образования. – 2015. – № 1-1.
С. 974. – Режим доступа: http://www.
science-education.ru/121-18251
19. Чеботарёв С.С. Технологии проектного обучения и разработки видеоигр для подготовки студентов ИТ-
направлений в условиях зарождения
цифровой экономики // Современная высшая школа: инновационный
аспект. – 2017. – Т. 9. – № 3. С. 47-56.
20. Чернышева М.В., Львов Л.В., Чернов
В.А. Применение технологий виртуального обучения для повышения
качества образования // Современная высшая школа: инновационный
аспект. – 2017. – Т. 9. – № 2. С. 54-63.
: