Раздел: Консультации специалиста
Страницы: 27-36
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-3-27-36 УДК 378.6 ББК 74.489
Заглавие: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ КАК «SOFT SKILLS» ПЕДАГОГА
Авторы: Н.В. Уварина, А.В. Савченков
Аннотация: Актуализируется проблема «мягких навыков» («soft skills») для педагогической деятельности. С позиций западных и отечественных ученых рассматриваются составляющие «soft skills». На основе проведенного теоретико-методологического анализа указывается, что профессиональная устойчивость педагогов представляет собой интегративное качество личности, обеспечивающее способность педагога осуществлять профессиональную деятельность в течение длительного времени с высоким уровнем эмоциональной устойчивости, продуктивности и работоспособности в динамично развивающихся и экстремальных ситуациях. По нашему мнению профессиональная устойчивость выступает основой для профессиональной гибкости, позволяющей адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды. Представлены результаты проведенного исследования на базе «Профессионально-педагогического института Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета», целью которого обозначено выявление отношения субъектов педагогического процесса к терминам «профессиональная устойчивость» и «soft skills».
Ключевые слова: «soft skills» педагогов, профессиональная устойчивость педагогов, профессиональная гибкость педагогов, эмоциональный интеллект, самосовершенствование, коммуникативные навыки.
Список литературы:
1. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills [Электронный ресурс] // Концепт. – 2018. – № 4. – Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennyedeterminanty- razvitiya-soft-skills
2. Богдан Е.С. Развитие у студентов инженерных направлений soft skills как важный фактор их конкурентоспособности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 2-4. С. 17-20.
3. Духновский В.В., Рахманский В.Л., Речкалова О.Л. Выраженность психологической устойчивости и ситуационных реакций у субъектов образовательного процесса, переживающих кризис // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Серия: Психология. Челябинск. – 2015. – Т.8. – № 3. С. 36-43.
4. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2017. – Том 9. – № 1. C. 1-18. – Ре- жим доступа: http://naukovedenie.ru/ PDF/90EVN117.pdf.
5. Лазарев М.А., Стукалов О.В., Темиров Т.В. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии // Наука и школа. – 2018. – № 2. С. 62-68.
6. Остроумова О.Ф. Формирование профессиональной устойчивости у студентов факультета иностранных языков // Образование в зеркале философии: материалы межвуз. науч. конф. 20 сентября 1998 г. – Казань: Менеджмент, 1998. – С. 111-114.
7. Перевалова А.А. Профессиональная стабильность будущего педагога. Статья 3. Исследование профессиональной устойчивости педагога // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 4-1 (60). С. 81-86.
8. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Психология и педагогика. – 2018. – Т. 15. – № 3. С. 350-363.
9. Ржанникова О.В. Формирование профессиональной устойчивости студентов ИФК: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1997. – 25 с.
10. Савченков А.В. Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5. С. 22-40. – Режим доступа: http://dx.doi.org/10.15293/2226- 3365.1805.02
11. Сальная Л.К. Soft skills в компетентностной модели выпускника вуза // Наука. Образование. Культура. Вклад молодых исследователей: сб. статей по материалам III Международной научной конференции преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов вузов; под редакцией Л.Н. Соколовой. – Новочеркасск: Изд-во «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова», 2016. – С. 331-334.
12. Свеженцева И.Б. К вопросу об определении понятия «профессионально- нравственная устойчивость будущего специалиста» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Архангельск. – 2013. – № 1. С. 137-140.
13. Чернецова Л.В. Инвестиции в «soft skills» – ключ к успеху // Бизнес и стратегии. – 2016. – № 4 (05). С. 73-78.
14. Яковлева И.П., Романова М.Л., Киселева Е.С., Матвеева Л.А. Современные методы оценки профессиональной надежности педагога // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КУБГТУ». – 2017. – № 2. С. 259-269.
15. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key «soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. – Child Trends Publication, 2015. – 56 р.
16. Ngang T.K. The importance of soft skills acquisition by teachers in highereducation institutions [Electronic resource] // Kasetsart Journal of Social Sciences. – 2018. – No. 1. Р. 1-6. – Available at: https://doi.org/10.1016/j. kjss.2018.01.002
17. Savchenkov A.V., Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Salamatov A.A., Pakhtusova N.A. Analysis of gender differences in the professional identity indicators of pedagogical university students // Revista ESPACIOS. – 2018. – Vol. 39. – No. 29. P. 7.
18. Shaheen M., Zhang L., Shen T., Siti R. Importance of Soft Skills for Education and Career Success // International Journal for Cross-Disciplinary Subjects in Education (IJCDSE). Special Issue. – 2012. – Vol. 2. – No. 2. P. 1036-1042.
19. Tang K.N., Nor H.H., Hashimah M.Y. Novice Teacher Perceptions of the Soft Skills Needed in Today's Workplace // Procedia - Social and Behavioral Sciences 177. – 2015. – No. 2. P. 284-288
:
Скачать статью в формате PDF