Раздел: Актуальные проблемы управления качеством образования
Страницы: 53-61
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-3-53-61 УДК 378.14 ББК 74.480.2
Заглавие: ВОЗМОЖНОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СМАРТФОНОВ В ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторы: Т.Е. Микова
Аннотация: Рассматривается вопрос целесообразности применения смартфонов в образовательном процессе, акцентируется внимание на негативном влиянии цифровых гаджетов на когнитивные процессы обучающегося. Отмечается, что существует противоречие между ожидаемым результатом от использования инновационных цифровых технологий в образовании и данными психологических исследований, посвященных влиянию гаджетов на когнитивные способности. Дан обзор четырех зарубежных исследований влияния смартфонов на когнитивные процессы человека. Описан эксперимент, проведенный в Уральском государственном архитектурно-художественном университете со студентами первого курса, позволяющий усомниться в полезности использования электронных гаджетов на аудиторных занятиях. Проведенный эксперимент может стать педагогическим приемом, убеждающим обучающегося развивать память и способности к обработке информации, не обращаясь к искусственному интеллекту.
Ключевые слова: е-дидактика, ИКТ, инновации в образовании, смартфон, гаджеты в образовании, эффективность применения смартфонов в образовании.
Список литературы:
1. Евтух Е.В. Информационные и коммуникационные технологии в контексте непрерывного образования педагога-музыканта [Электронный ресурс] // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». – 2013. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ informatsionnye-i-kommunikatsionnyetehnologii- v-kontekste-nepreryvnogoobrazovaniya- pedagoga-muzykanta.
2. Кудрявцев А.В. Мобильные устройства как средство визуализации лекционного материала [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2016. – №1 (89). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ mobilnye-ustroystva-kak-sredstvovizualizatsii- lektsionnogo-materiala.
3. Кудрявцев А.В. Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. – 2016. – №6. – Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnyevozmozhnosti- ispolzovaniya-mobilnyhu s t r o y s t v -v - s i s t e m e -v y s s h e g o - obrazovaniya.
4. Лапчик М.П. О педагогике в условиях электронного обучения [Электронный ресурс] // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2013. – №2 (12). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opedagogike- v-usloviyah-elektronnogoobucheniya.
5. Манако А.Ф., Воронкин А.С. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации [Электронный ресурс] // ОТО. – 2014. – №1. С. 496-497. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/ikt-v-obrazovanii-evolyutsiyakonvergentsiya- i-innovatsii.
6. Микова Т.Е. Возможности QR-кода в современной образовательной среде // Акмеология профессионального образования: материалы 14-й Всероссийской научно-практической конференции, 14–15 марта 2018 г., Екатеринбург. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2018. – С. 382-386.
7. Новостной портал РБК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/01/09/2 018/5b8ab4979a794703f 279ff 38?u tm_referrer=https%3A%2F%2Fzen. yandex.com.
8. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Консультант- Плюс. – Режим доступа: http://www. consultant.ru/law/hotdocs/16135.
9. Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс инновации [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. – 2016. – №7-8 (159-160). – Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=26525573
10. Черниговская Т.В. Наша нейронная сеть – сложнейший механизм [Электронный ресурс] // ДОКТОР. РУ. – 2017. – 1 (130). С. 9-10. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=28786946.
11. Чошанов М.А. E-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] // ОТО. – 2013. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/e-didaktika-novyy-vzglyad-nateoriyu- obucheniya-v-epohu-tsifrovyhtehnologiy.
12. Шишковская Ю.В. Использование мобильных устройств в педагогической практике [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2015. – №11. С. 1519-1521. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/91/19608/.
13. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // АКАДЕМИК. – Режим доступа: https://dic.academic. ru/dic.nsf/es/88702/%D0%A1%D0%9C %D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%A4 %D0%9E%D0%9D
14. Adrian F. Ward, Kristen Duke, Ayelet Gneezy, and Maarten W. Bos Brain Drain: The Mere Presence of One’s Own Smartphone Reduces Available Cognitive Capacity [Electronic resource] // Journal of the Association for Consumer Research. – 2017. – Vol. 2. – Nо. 2. – Available at: https://www.journals. uchicago.edu/doi/10.1086/691462.
15. Froese, Arnold D., Christina N. Carpenter, Denyse A. Inman, Jessica R. Schooley, Rebecca B. Barnes, Paul W. Brecht, and Jasmin D. Chacon «Effects of Classroom Cell Phone Use on Expected and Actual Learning» [Electronic resource] // College Student Journal. – 2012. – Nо. 46 (2). Р. 323- 32. – Available at: https://scinapse.io/ papers/1517549790.
16. Henkel L.A. Point-and-shoot memories: The influence of taking photos on memory for a museum tour // Psychological Science. – 2014. – Nо. 25. Р. 396-402. – Available at: https://www. ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24311477.
17. Soares J., Storm B.C. Forget in a Flash: A Further Investigation of the Photo- Taking-Impairment Effect // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. – March 2018. – Vol. 7. – Nо. 1. Р. 154-160.
:
Скачать статью в формате PDF