Раздел: Инновационные технологии в высшей школе
Страницы: 31-37
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-4-31-37 УДК 378.6 ББК 74.489.0
Заглавие: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
Авторы: Н.У. Ярычев, Е.В. Гнатышина
Аннотация: В статье основана актуальность применения инновационного методологического подхода к процессу проектирования теоретических оснований формирования цифровой культуры педагога. Становление исследуемого вида культуры на современном этапе цифровизации общества является одной из первоочередных задач профессиональной подготовки. В статье представлено авторское определение понятия. Выделены его элементы, обоснована их связь с предлагаемым методологическим подходом. На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований в области теории деятельности и ее рефлексивных оснований удалось определить категории деятельности и рефлексии, выявить базовые принципы применения деятельностно- рефлексивного похода, установить деятельностный характер исследуемых процессов. В обобщении результатов и обсуждении выводов предлагаются сформулированные принципы, применимые для проектирования ценностно ориентированной концепции формирования цифровой культуры педагога.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая культура педагога, профессиональная подготовка учителя, педагогическая деятельность, рефлексия, деятельностный подход, деятельнстно-рефлексивный подход.
Список литературы:
1. Гнатышина Е.В. Аксиологические основания информационной подготовки в профессиональном образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2015. – № 4. С. 71-77.
2. Гнатышина Е.В. Основные этапы становления проблемы формирования информационной культуры педагога профессионального обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2009. – № 2. С. 48-53.
3. Гнатышина Е.В. Социокультурная трансформация инструментария профессиональной подготовки педагогов в условиях цифровизации / Ворожейкина А.В., Цилицкий В.С., Салаватулина Л.Р., Резникова Е.В. // Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма: сборник научных трудов II Международной научной конференции, посвященной 85-летию профессора Х.И. Ибрагимова. – 2019. – Том 3. С. 143-146.
4. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – Том 21. – № 2. С. 8-37.
5. Осипова Т.П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов // Ярославский педагогический вестник. – 2012. –Том II. – № 1. С. 163-166.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 720 с.
7. Ушева Т.Ф. Реализация рефлексивного подхода в педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – №5. С. 66-70.
8. Ярычев Н.У., Самбиева Л.И. Развитие профессиональной мобильности учителя современной школы: монография. – Кисловодск: Учебный центр «Магистр», 2016. – 232 с.
9. Ярычев Н.У. Формирование информационно-технологического мышления будущего педагога // Современные педагогические технологии профессионального образования: Материалы Международной заочной научно- практической конференции; под ред. Ф.Н. Алипхановой. – 2017. – С. 66-69.
10. Bolshakova Z.M., Gnatyshina E.V., Nemudraya E.Yu., Tsiulina M.V., Shkitina N.S. Managing pedagogical university master students' empathic training // Modern Journal of Language Teaching Methods. – 2018. – Т. 8. – No. 5. Р. 14-25.
:
Скачать статью в формате PDF