Раздел: МИДиС: инновационный взгляд на образование
Страницы: 93-102
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-4-93-102 УДК 378.14 ББК 74.480.2
Заглавие: ИЗ ОПЫТА АПРОБАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИКОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫБОРА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТОВ ВОРЛДСКИЛЛС
Авторы: Н.А. Попова, Л.Н. Дегтеренко
Аннотация: Рассматриваются теоретико-методологические аспекты формирования профессиональной компетентности. Устанавливается взаимосвязь между профессиональной поликомпетентностью, внедрением в образовательный процесс ФГОС ВО+++ и стандартов Ворлдскилс, запросами работодателей и формированием индивидуальной образовательной траектории обучающихся образовательных организаций высшего образования. Представлен конкретный практический опыт первого этапа апробации технологии формирования профессиональной поликомпетентности в условиях выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории при внедрении стандартов Ворлдскиллс и практики проведения по ним демонстрационных экзаменов в ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса». Выделены перспективы дальнейшей работы по формированию профессиональной поликомпетентности в условиях выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории при внедрении стандартов Ворлдскиллс в образовательный процесс.
Ключевые слова: профессиональная поликомпетентность, индивидуальная образовательная траектория, стандарты Ворлдскиллс, образовательные программы, hard skills, soft skills, демонстрационный экзамен.
Список литературы: 1. Бабенко Н.Л. Реализация индивидуальных образовательных траекторий
как условие развития социально-личностной компетентности в образовательном процессе вуза // Проблемы
непрерывного профессионального
образования в России: состояние и
перспективы. Материалы докладов
VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Р-н/Д: РГМУ, 2016.
С. 12-22.
2. Башанова К.А., Громова Т.А., Селюн
Е.В. Внедрение демонстрационного
экзамена по стандартам WorldSkills
в учебный процесс СПО // Решетневские чтения. – 2017. – Т. 2. – № 21.
С. 663-664.
3. Богданов Е.Н., Посохова А.В. Идеи
полипрофессионализма в психологоакмеологических исследованиях /
Прикладная юридическая психология. –2015. – №3. С. 10-16.
4. Вишневский П.Н. Метод моделирования проблемных ситуаций // Высшее
образование в России. – 2017. – № 12.
С. 71-77.
5. Гайнеев Э.Р. Межвузовские чемпионаты WorldSkills – новое направление соревнований // Приложение
к журналу «Профессиональное образование. Столица». – 2017. – № 11.
С. 26-31.
6. Гарашкина Н.В. Проектирование
социального образования в вузе:
концепция, модель, технология реализации. – Тамбов: Тамб. гос. ун-т
им. Г.Р. Державина, 2004. – 228 с.
7. Гаспарян С.П. Проблема выбора индивидуальных образовательных траекторий студентами технических
вузов в условиях международной
образовательной деятельности //
Инновации в профессиональном и
профессионально-педагогическом
образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Е.М. Дорожкина,
А. Федорова. – Екатеринбург: РГППУ,
2015. С. 10-15.
8. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Подготовка современной
молодежи к планированию профессиональной карьеры: монография. –
Ульяновск: УлГПУ, 2013. – 170 с.
9. Дегтеренко Л.Н., Банников В.С., Банникова А.Н. Технология проведения демонстрационного экзамена
по стандартам Worldskills на примере профессиональной компетенции
«Дизайн интерьера» // Современная высшая школа: инновационный
аспект. – 2018. – №4. С. 129-139.
10. Забиров Р.В., Мухаметзянов Ф.Г., Вафина В.Р. Индивидуальная образовательная траектория и субъектный
образовательный маршрут студента – будущего бакалавра // Общество,
государство, личность: модернизация
системы взаимоотношений в России
в условиях глобализации. Материалы
ХV Мужвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых
ученых (с международным участием). – Чебоксары: ООО «Интерактив
плюс», 2015. С. 231-235.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий: уч.
пособие для студентов вузов. – М.:
Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
12. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических
разработок в области управления:
роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии
сотрудников // Вестник евразийской
науки. – 2017. – №1. С. 90.
13. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления
теоретических и методических разработок в области управления: роль softskills
и hard skills в профессиональном
и карьерном развитии сотрудников
[Электронный ресурс] // Интернет-
журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2017. –
№1. – Режим доступа: http://naukovedenie.
ru/PDF/90EVN117.pdf
14. Камашева А.А. Опыт организации и
проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс
по компетенции «Web-дизайн и разработка» // Восточно-Европейский
научный вестник. – 2017. – № 4 (12).
С. 4-7.
15. Кандыба О.В., Барашок И.В., Кушнарева И.Ю. Вузовские чемпионаты
по стандартам WorldSkills Russia как
средство развития компетенций бакалавра по направлению «Туризм» //
Наука Красноярья. – 2017. – Т. 6. –
№ 4. С. 223-241.
16. Кондратенко Е.В., Глизерина Н.Д.
Подготовка учителей начальных
классов с учетом стандартов WorldSkills Russia // Туныктышо. Учитель. – 2018. – № 4. С. 31-33.
17. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В.,
Вафина В.Р. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут
студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе //
Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII
Рязанских педагогических чтений,
посвящается 100-летию РГУ имени
С.А. Есенина. – Рязань: РГУ имени
С.А. Есенина, 2015. С. 81-85.
18. Никитенко О.А. Проектная деятельность как средство достижения поликомпетентности в процессе обучения магистрантов технических направлений // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2013. – №2. С. 31-38.
19. Рулина Т.К., Сафина Л.Г. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий, предполагающих академическую мобильность
студентов вузов в условиях сетевого
взаимодействия (реинжиниринг образовательных услуг) // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и
практическое применение сборник
статей VI Международной научно-
практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения
к.п.н., заведующего кафедрой химии
Гавриила Андреевича Зданчука. Самарский государственный социально-педагогический университет. –
Самара: СГСПУ, 2016. С. 156-159.
20. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Вариативность основных профессиональных образовательных программ
как механизм обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся //
Вестник Мининского университета. –
2016. – № 1-1 (13). С. 27.
21. Смолина О.А. Особенности итоговой
аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с международными стандартами «WorldSkills» //
Ученые записки Забайкальского
государственного университета. –
2017. – Т. 12. – № 6. С. 87-91.
22. Уварина Н.В., Савченков А.В. Профессиональная гибкость как «soft
skills» педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11. – № 3. С. 27-36.
23. Шевченко Г.И. Потенциал образовательной электронной среды для
управления и проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов // Проектирование
образовательных траекторий студентов в вузе. Материалы I Международной научно-методической конференции. – Ставрополь: ФГАОУ ВПО
«Северо-Кавказский федеральный
университет», 2014. С. 224-227.
: