Раздел: МИДиС: инновационный взгляд на образование
Страницы: 93-102
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-4-93-102 УДК 378.14 ББК 74.480.2
Заглавие: ИЗ ОПЫТА АПРОБАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИКОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫБОРА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТОВ ВОРЛДСКИЛЛС
Авторы: Н.А. Попова, Л.Н. Дегтеренко
Аннотация: Рассматриваются теоретико-методологические аспекты формирования профессиональной компетентности. Устанавливается взаимосвязь между профессиональной поликомпетентностью, внедрением в образовательный процесс ФГОС ВО+++ и стандартов Ворлдскилс, запросами работодателей и формированием индивидуальной образовательной траектории обучающихся образовательных организаций высшего образования. Представлен конкретный практический опыт первого этапа апробации технологии формирования профессиональной поликомпетентности в условиях выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории при внедрении стандартов Ворлдскиллс и практики проведения по ним демонстрационных экзаменов в ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса». Выделены перспективы дальнейшей работы по формированию профессиональной поликомпетентности в условиях выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории при внедрении стандартов Ворлдскиллс в образовательный процесс.
Ключевые слова: профессиональная поликомпетентность, индивидуальная образовательная траектория, стандарты Ворлдскиллс, образовательные программы, hard skills, soft skills, демонстрационный экзамен.
Список литературы:
1. Бабенко Н.Л. Реализация индивидуальных образовательных траекторий как условие развития социально-личностной компетентности в образовательном процессе вуза // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы. Материалы докладов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Р-н/Д: РГМУ, 2016. С. 12-22.
2. Башанова К.А., Громова Т.А., Селюн Е.В. Внедрение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в учебный процесс СПО // Решетневские чтения. – 2017. – Т. 2. – № 21. С. 663-664.
3. Богданов Е.Н., Посохова А.В. Идеи полипрофессионализма в психологоакмеологических исследованиях / Прикладная юридическая психология. –2015. – №3. С. 10-16.
4. Вишневский П.Н. Метод моделирования проблемных ситуаций // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. С. 71-77.
5. Гайнеев Э.Р. Межвузовские чемпионаты WorldSkills – новое направление соревнований // Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – 2017. – № 11. С. 26-31.
6. Гарашкина Н.В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации. – Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2004. – 228 с.
7. Гаспарян С.П. Проблема выбора индивидуальных образовательных траекторий студентами технических вузов в условиях международной образовательной деятельности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Е.М. Дорожкина, А. Федорова. – Екатеринбург: РГППУ, 2015. С. 10-15.
8. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Подготовка современной молодежи к планированию профессиональной карьеры: монография. – Ульяновск: УлГПУ, 2013. – 170 с.
9. Дегтеренко Л.Н., Банников В.С., Банникова А.Н. Технология проведения демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills на примере профессиональной компетенции «Дизайн интерьера» // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2018. – №4. С. 129-139.
10. Забиров Р.В., Мухаметзянов Ф.Г., Вафина В.Р. Индивидуальная образовательная траектория и субъектный образовательный маршрут студента – будущего бакалавра // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в России в условиях глобализации. Материалы ХV Мужвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием). – Чебоксары: ООО «Интерактив плюс», 2015. С. 231-235.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий: уч. пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
12. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Вестник евразийской науки. – 2017. – №1. С. 90.
13. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль softskills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] // Интернет- журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2017. – №1. – Режим доступа: http://naukovedenie. ru/PDF/90EVN117.pdf
14. Камашева А.А. Опыт организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс по компетенции «Web-дизайн и разработка» // Восточно-Европейский научный вестник. – 2017. – № 4 (12). С. 4-7.
15. Кандыба О.В., Барашок И.В., Кушнарева И.Ю. Вузовские чемпионаты по стандартам WorldSkills Russia как средство развития компетенций бакалавра по направлению «Туризм» // Наука Красноярья. – 2017. – Т. 6. – № 4. С. 223-241.
16. Кондратенко Е.В., Глизерина Н.Д. Подготовка учителей начальных классов с учетом стандартов WorldSkills Russia // Туныктышо. Учитель. – 2018. – № 4. С. 31-33.
17. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В., Вафина В.Р. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2015. С. 81-85.
18. Никитенко О.А. Проектная деятельность как средство достижения поликомпетентности в процессе обучения магистрантов технических направлений // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2013. – №2. С. 31-38.
19. Рулина Т.К., Сафина Л.Г. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий, предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия (реинжиниринг образовательных услуг) // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение сборник статей VI Международной научно- практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения к.п.н., заведующего кафедрой химии Гавриила Андреевича Зданчука. Самарский государственный социально-педагогический университет. – Самара: СГСПУ, 2016. С. 156-159.
20. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Вариативность основных профессиональных образовательных программ как механизм обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 1-1 (13). С. 27.
21. Смолина О.А. Особенности итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с международными стандартами «WorldSkills» // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2017. – Т. 12. – № 6. С. 87-91.
22. Уварина Н.В., Савченков А.В. Профессиональная гибкость как «soft skills» педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11. – № 3. С. 27-36.
23. Шевченко Г.И. Потенциал образовательной электронной среды для управления и проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов // Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе. Материалы I Международной научно-методической конференции. – Ставрополь: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014. С. 224-227.
:
Скачать статью в формате PDF