Раздел: Консультации специалиста
Страницы: 20-29
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-1-20-29 УДК 378 ББК 74.480.0
Заглавие: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПРОТЕСТНОЙ К СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Авторы: Г.Я. Гревцева
Аннотация: Рассматривается проблема формирования патриотизма, гражданственности, развития созидательной активности, по своей научной и социальной значимости представляющей одну из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. Являясь неотъемлемым направлением воспитательного процесса, формирование патриотизма, гражданственности, развития созидательной активности особенно актуальным становится в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В уточняются понятия гражданственности, патриотизма, гражданской деятельности, созидательной активности, гражданской социализации. Раскрыты методологические основания формирования гражданственности и патриотизма обучающейся молодежи. Выделены эффективные формы, методы и средства, содействующие развитию созидательной активности личности, а также факторы, тормозящие развитие созидательной активности личности. Обосновывается необходимость создания педагогических условий в процессе подготовки студентов к деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Ключевые слова: высшее образование, формирование гражданственности, патриотизма, гражданско-патриотическое воспитание, гражданская деятельность, социально-значимая деятельность, активность, созидательная активность.
Список литературы:
1. Балтаева С.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор национальной безопасности в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2017. – №5.1. С. 1-3. – Режим доступа: https://moluch. ru/archive/139/39270/.
2. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: МГУ, 1988. – 188 с.
3. Бычков А.В. Созидательная деятельность учащихся в контексте изобретательской культуры: Теория и практика развития: дисс. … д-ра пед. наук. – Москва, 2002. – 322 с.
4. Бычков А.В. Созидательная педагогика: монография. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 148 с.
5. Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Бородурина Э.А. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. С. 329.
6. Гревцева Г.Я., Дуранов М.Е. Гражданско-патриотическое воспитание: философский аспект [Электронный ресурс] // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. – 2019. – №4(8). С. 11-21. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-filosofskiy-aspekt
7. Грибанова В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе вуза: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2016. – 26 с.
8. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1999. – Т. 1. – 890 с.
9. Жеребятникова Г.В. Характеристика созидательной активности будущего социального педагога [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. – Режим доступа: http://www. science-education.ru/ru/article/ view?id=5334
10. Жеребятникова Г.В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: дисс. … канд. пед. наук. – Чита, 2013. –236 с.
11. Игумнова Е.А. Созидательная активность личности в образовательном пространстве университета: отчет о науч.-исслед. работе. – Чита: ЗабГГПУ, 2010. – 126 c.
12. Ипполитова Н.А. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях // Вестник ЮУр -ГУ. – 2016. – Т. 8. – № 4. С. 9-15.
13. Клягина А.А. Гражданская активность россиян в условиях современного политического процесса: дисс. … канд. полит. наук. – Ставрополь, 2012. –181 с.
14. Круглов М.С. Современные формы гражданской активности в политическом процессе Российской Федерации: дисс. ... канд. полит. наук. – М., 2014. – 165 с.
15. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. – М.: ПА, 1998. – 496 с.
16. Нам М.В. Формирование социальной и гражданской активности старших школьников: дисс. … канд. пед. наук. – Уфа, 2006. –181 с.
17. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N2403-р) [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-справочное обеспечение. – Режим доступа: https://internet.garant.ru/#/ document/70813498/paragraph/13:4
18. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М.: ТОО «Горбунок», 1992. – 224 с.
19. Саенко Л.А., Химич Ж.Г. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодежи // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 5 (72). С. 203-205.
20. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). – Режим доступа: https://fadm.gov.ru/mediafiles/ documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf
21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка. – Режим доступа: httр:// www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_ dос_LАW_140174/
22. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / пер. с англ. – М.: АСТ, 2006. – 571 с.
:
Скачать статью в формате PDF