Раздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 91-101
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-2-91-101 ББК 74.484.4 УДК 378.147
Заглавие: О ПРОФЕССИЯХ БУДУЩЕГО, НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКАХ И ПРОБЛЕМАХ МОДЕЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авторы: В.В. Лихолетов, Л.В. Львов, Е.В. Годлевская
Аннотация: Обоснована важность «сборки» целостного человека для достижения успеха в его жизни и профессии. Анализируются тренды изменения характера профессий, появления профессий будущего и системы надпрофессиональных навыков, необходимых для них. Обсуждаются проблемы моделирования в сфере профессионального образования. Выявлено, что адекватные модели будущих специалистов и систем их подготовки надо создавать на базе многомодельности и модельных игр. Вскрыта перспективность модели ЖСТЛ, предложенная в рамках разработки ТРТЛ. Показано, что современный инструментарий ТРИЗ практически полностью обеспечивает формирование требуемых надпрофессиональных навыков для профессий будущего.
Ключевые слова: целостный человек, профессии будущего, надпрофессиональные навыки, профессиональное образование, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), теория развития творческой личности (ТРТЛ), «Жизненная стратегия творческой личности» (ЖСТЛ).
Список литературы: 1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература,
1984. – 126 с.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как
точная наука.– М.: Советское радио,
1979. – 175 c.
3. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как
стать гением: жизненная стратегия
творческой личности. – Мн.: Беларусь, 1994. – 479 с.
4. Атлас новых профессий / сост.
П. Лукша, К. Лукша, Д. Песков, Д. Коричин. – М.: АСИ, Московская школа
управления «Сколково», 2014. – 164 с.
5. Атлас новых профессий 3.0. / под ред.
Д. Варламовой, Д. Судакова. – М.: Интеллектуальная Литература, 2020. –
456 с.
6. Ахтямов М.К., Лихолетов В.В. В
копилку теории предпринимательства… О сопряжении «волн» теории
предпринимательства и концепций
теории развития творческой личности Г.С. Альтшуллера-И.М. Верткина // Российское предпринимательство. – 2008. – №4. С. 136-141.
7. Горелов А.А. Расщепленный человек
и целостная личность. – М., 1990. –
255 с.
8. Горелова Т.А. Пределы парадигмы
индивидуальности // Знание. Понимание. Умение. – 2017. – №2. С. 56-70.
9. Гуревич П.С. Проблема целостности
человека.– М.: ИФ РАН, 2004. – 178 с.
10. Капица С.П. Историческое время,
информация, демографическая революция и будущее человечества //
Общественные науки и современность. – 2006. – № 4. C. 137-147.
11. Корзун А., Нестеров Н. 100 профессий
будущего [Электронный ресурс] //
РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/
trends/education/5d6e48529a794777700
2717b
12. Лихолетов В.В. От знаковых систем –
к решению проблемы «сборки» целостного человека: проба концептуального моделирования [Электрон-
ный ресурс] // Мир науки. Педагогика
и психология. – 2019. – № 6. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/
PDF/128PSMN619.pdf
13. Лихолетов В.В. Теория и технологии
интенсификации творчества в профессиональном образовании: авто-
реф. дисс. … д-ра пед. наук. – Екатеринбург: РГППУ, 2002. – 46 с.
14. Лихолетов В.В., Годлевская Е.В. Дидактические возможности многомодельности и оппозиционных шкал
при изложении основ системного
анализа и теории решения изобретательских задач // Вестник ЮУрГУ.
Образование. Педагогические науки. – 2014. – Т.6. – № 2. С. 65-73.
15. Логинова Н.А. Целостный человек
как проблема в российской психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2016. – Вып. 2(26). С.61-70.
16. Львов Л.В. Перманентный теоретико-
практический образовательный процесс как фактор опережающего уровня профессиональной подготовки в
период цифровой трансформации //
Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11. – № 2.
2019 (июнь). С. 27-33.
17. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. – М.: Экономика, 1999. – 251 с.
18. Нестеренко А.А., Терехова Г.В. Современные тенденции развития ТРИЗ-образования // Современная высшая
школа: инновационный аспект. –
2013. – №3. С. 4-13.
19. Новое качество высшего образования
в современной России. Концептуально-программный подход / под науч.
ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. – М.: ИЦПКПС, 1995. – 199 с.
20. Спицнадель В.Н. Основы системного
анализа. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-
пресса», 2000. – 326 с.
21. Хёйзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий: статьи по истории
культуры. – М.: Прогресс-Традиция,
1997. – 416 с.
22. Шубинский В.С. Проблема междисциплинарного синтеза знания о человеке как педагогической цели //
Новые исследования в педагогических науках; отв. ред. М.Н. Скаткин. –
М.: Педагогика, 1990. – Вып. 1. –
С. 7-10.
23. Ashby W.R. Introduction to Cybernetics.
– Chapman & Hall, 1956. – 295 р.
24. David H. Autor and David Dorn. The
Growth of Low-Skill Service Jobs
and the Polarization of the US Labor
Market // American Economic Review. –
2013. – № 103(5). Р. 1553-1597.
25. Toffler Alvin. Future Shock. – Random
House, 1970. – 505 p.
: