Раздел: КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Страницы: 10-19
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-4-10-19 УДК 378.147+355.23 ББК 74.480.26 +68.439
Заглавие: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
Авторы: Н.В. Уварина, А.В. Полковников
Аннотация: Повышение качества подготовки военных специалистов управленческого звена несомненно является актуальной проблемой для силовых ведомств и государства в целом. Данный факт напрямую связан с поддержанием в боеспособном состоянии воинских подразделений, дислоцирующихся как на территории Российской Федерации, так и за её пределами. В статье проанализированы взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему цифровизации образования. Раскрыты её цели, задачи, современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Представлены способы повышения качества организации образовательного процесса в условиях обучения в дистанционном (цифровом) формате. Проанализировано современное состояние интеграции технологий погружения в высшем образовании, в том числе военном. Приведен способ придания военному образованию практической направленности, заключающийся в использовании иммерсивных технологий. Проанализированы основные положения иммерсивного подхода в военном образовании. В рамках данной статьи представлены пути дальнейшего развития иммерсивных технологий в системе военного образования. Освещены параллельно развивающиеся направления развития технологий погружения: виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR). Раскрыты возможности применения данных технологий в перспективе развития военного образования. Доказана необходимость перепрофилирования роли научно-педагогического состава военных образовательных организаций высшего образования вследствие дальнейшей интеграции технологий погружения в систему подготовки офицеров российской армии.
Ключевые слова: военное образование, система подготовки офицеров, виртуальная реальность, дополненная реальность, технологии погружения, иммерсивный подход в военном образования, иммерсивизация образования, перспективы развития иммерсивных технологий.
Список литературы: 1. Андрюхина Л.М. Технологии телеприсутствия – новая креативная
платформа развития образования //
Фундаментальные исследования. –
2013. – № 10. С. 2754-2759.
2. Баяндин Д.В. Виртуальная среда обучения: состав и функции // Высшее
образование в России. – 2011. – № 7.
С. 113-118.
3. Баяндин Д.В. Возможности интерактивной обучающей среды при формировании инженерных компетенций в
рамках курса общей физики // Вестник Пермского государственного
гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные
компьютерные технологии в образовании – 2017. – № 13. С. 42-63.
4. Баяндин Д.В. Моделирующие системы как средство развития информационно-образовательной среды (на
примере предметной области «физика»). – Пермь: Изд-во: Пермского гос.
тех. ун-та, 2007. – 330 с.
5. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник
ЮУрГУ. – 2012. – № 14. С. 86-91.
6. Вешнева И.В., Сингатулин Р.А.
Виртуальные технологии – новые
перспективы в системе обучения //
Информационные технологии в образовании: сб. научн. ст. – Саратов,
из-во Саратовский государственный
университет, 2015. – С. 382-387.
7. Вешнева И.В. Использование в интеллектуальной системе мониторинга процесса формирования профессиональных компетенций мод
Карунена-Лоэва // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. –
№ 17. – Т 17. С. 195-202.
8. Вешнева И.В., Сингатулин Р.А. Трансформация образования: тенденции и
перспективы // Высшее образование в
России. – 2016. – № 2 (198). С. 142-147.
9. Воробьев Г.А. Электронная образовательная среда инновационного университета // Высшее образование в
России. – 2013. – № 8-9. С. 59-64.
10. Голохваст К.С., Докучаев И.И., Сергиевич А.А., Смирнов А.С., Тумялис
А.В., Хороших П.П. Виртуальная реальность как компонент виртуальной
среды обучения // Известия РГПУ
им. А.И. Герцена. – 2019. – № 191.
С. 32-44.
11. Еремина И.И., Савицкая Н.Н., Садыкова А.Г. Теоретические основы и
принципы построения информационной образовательной среды федерального университета подготовки
IT-профессионалов и ее практическая
реализация // Образовательные технологии и общество. – 2013. – № 3.
С. 631-654.
12. Замков А.В. О виртуальном расширении медиареальности // Медиаскоп. –
2017. – № 3. С. 7-11.
13. Исмаилова Н.П., Курбанова З.С. Психологические аспекты информати-
зации образовательной системы //
Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. –
№ 1 (22). С. 87-90.
14. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и
16 Современная высшая школа: инновационный аспект. Т. 12. № 4. 2020
Н.В. Уварина, А.В. Полковников
психология. – 2018. – Т. 8. – № 1 (26).
С. 174-178.
15. Малий Д.В., Медведев П.Н., Маркова М.Г. К вопросу об использовании
иммерсивных технологий в образовательном процессе // Преемственность в образовании. – 2019. – № 22.
С. 818-826.
16. Минина А.М. Определение виртуальной образовательной среды: комплексный подход // Педагогическое
образование в России. – 2016. – № 6.
С. 71-76.
17. Роберт И.В. Конвергенция наук об
образовании и информационных
технологий как эволюционное сближение наук и технологий (для научных сотрудников и преподавателей
учреждений профессионального образования). – М., изд-во: ИИО РАО,
2014. – 54 с.
18. Роберт И.В. Научно-педагогические
практики как результат конвергенции
педагогической науки и информационно-коммуникационных технологий // Педагогическая информатика. –
2015. – № 3. С. 27-41.
19. Роберт И.В. (2016) Развитие дидактики в условиях информатизации образования [Электронный ресурс] //
YouTube. 17 ноября. – Режим доступа: https://www.youtube.com/
watch?v=qGEPBZiwoRo.
20. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях интеллектуализации деятельности и информационной безопасности субъектов
образовательного процесса // Педагогическая информатика. – 2017. –
№ 2. С. 12-30.
21. Роберт И.В. Развитие информатизации образования на основе цифровых
технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке:
гуманитарные исследования. – 2017. –
№ 4 (30). – С. 65-71.
22. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые
информационные технологии образования // Педагогическая информатика. – 2019. – № 1. С. 108-120.
23. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2014. – 398 с.
24. Роберт И.В. Толковый словарь слов и
словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2012. – 108 с.
25. Сергеев С.Ф. Виртуальные тренажеры: проблемы теории и методологии
проектирования // БИОТЕХНОСФЕРА. – 2010. – № 2 (8). С. 15-20.
26. Шабров Н.Н. Программно-аппаратные комплексы виртуальной реальности предсказательного моделирования в научных и инженерных
исследованиях [Электронный ресурс] //
Суперкомпьютерный консорциум
университетов России. – Режим доступа: https://hpc-russia.ru/book1/23.pdf
27. Шихнабиева Т.Ш. Автоматизация
процесса обучения и контроля знаний
с использованием интеллектуальных
моделей образовательного контента //
Педагогическая информатика. –
2011. – № 5. С. 27-31.
28. Шихнабиева Т.Ш., Рамазанова И.М.,
Ахмедов О.К. Использование интеллектуальных методов и моделей для
совершенствования информационных систем образовательного назначения // Мониторинг. Наука и технологии. – 2015. – № 2 (23). С. 71-77.
29. Cummings J.J., Bailenson J.N. How
immersive is enough / Media Psychology. –
2016. – Vol. 2 (19). – P. 272-309.
30. Halawani Lv.Z., Feng A., Rehman
S.U. Multimodal hand and foot gesture
interaction for handheld devices // ACM
Transactions on Multimedia Computing,
Communications and Applications. –
2014. – Vol. 10. – P. 1-19.
31. Micropoulos T.A. Educational virtual
environments: A ten-year review of empirical
research // Computer and Education. –
2011. – Vol. 3 (56). – P. 769-780.
32. Potkonjak V., Gardner M., Callaghan V.,
Mattila P., Guetl C., Petrovich V., Jovanovic
K. Virtual laboratories for
education in science, technology and
engineering // Media Psychology. –
2016. – Vol. 2 (19). – P. 272-309.
: