Раздел: КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Страницы: 10-19
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-4-10-19 УДК 378.147+355.23 ББК 74.480.26 +68.439
Заглавие: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
Авторы: Н.В. Уварина, А.В. Полковников
Аннотация: Повышение качества подготовки военных специалистов управленческого звена несомненно является актуальной проблемой для силовых ведомств и государства в целом. Данный факт напрямую связан с поддержанием в боеспособном состоянии воинских подразделений, дислоцирующихся как на территории Российской Федерации, так и за её пределами. В статье проанализированы взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему цифровизации образования. Раскрыты её цели, задачи, современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Представлены способы повышения качества организации образовательного процесса в условиях обучения в дистанционном (цифровом) формате. Проанализировано современное состояние интеграции технологий погружения в высшем образовании, в том числе военном. Приведен способ придания военному образованию практической направленности, заключающийся в использовании иммерсивных технологий. Проанализированы основные положения иммерсивного подхода в военном образовании. В рамках данной статьи представлены пути дальнейшего развития иммерсивных технологий в системе военного образования. Освещены параллельно развивающиеся направления развития технологий погружения: виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR). Раскрыты возможности применения данных технологий в перспективе развития военного образования. Доказана необходимость перепрофилирования роли научно-педагогического состава военных образовательных организаций высшего образования вследствие дальнейшей интеграции технологий погружения в систему подготовки офицеров российской армии.
Ключевые слова: военное образование, система подготовки офицеров, виртуальная реальность, дополненная реальность, технологии погружения, иммерсивный подход в военном образования, иммерсивизация образования, перспективы развития иммерсивных технологий.
Список литературы:
1. Андрюхина Л.М. Технологии телеприсутствия – новая креативная платформа развития образования // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10. С. 2754-2759.
2. Баяндин Д.В. Виртуальная среда обучения: состав и функции // Высшее образование в России. – 2011. – № 7. С. 113-118.
3. Баяндин Д.В. Возможности интерактивной обучающей среды при формировании инженерных компетенций в рамках курса общей физики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании – 2017. – № 13. С. 42-63.
4. Баяндин Д.В. Моделирующие системы как средство развития информационно-образовательной среды (на примере предметной области «физика»). – Пермь: Изд-во: Пермского гос. тех. ун-та, 2007. – 330 с.
5. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник ЮУрГУ. – 2012. – № 14. С. 86-91.
6. Вешнева И.В., Сингатулин Р.А. Виртуальные технологии – новые перспективы в системе обучения // Информационные технологии в образовании: сб. научн. ст. – Саратов, из-во Саратовский государственный университет, 2015. – С. 382-387.
7. Вешнева И.В. Использование в интеллектуальной системе мониторинга процесса формирования профессиональных компетенций мод Карунена-Лоэва // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – № 17. – Т 17. С. 195-202.
8. Вешнева И.В., Сингатулин Р.А. Трансформация образования: тенденции и перспективы // Высшее образование в России. – 2016. – № 2 (198). С. 142-147.
9. Воробьев Г.А. Электронная образовательная среда инновационного университета // Высшее образование в России. – 2013. – № 8-9. С. 59-64.
10. Голохваст К.С., Докучаев И.И., Сергиевич А.А., Смирнов А.С., Тумялис А.В., Хороших П.П. Виртуальная реальность как компонент виртуальной среды обучения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2019. – № 191. С. 32-44.
11. Еремина И.И., Савицкая Н.Н., Садыкова А.Г. Теоретические основы и принципы построения информационной образовательной среды федерального университета подготовки IT-профессионалов и ее практическая реализация // Образовательные технологии и общество. – 2013. – № 3. С. 631-654.
12. Замков А.В. О виртуальном расширении медиареальности // Медиаскоп. – 2017. – № 3. С. 7-11.
13. Исмаилова Н.П., Курбанова З.С. Психологические аспекты информати- зации образовательной системы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 1 (22). С. 87-90.
14. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и 16 Современная высшая школа: инновационный аспект. Т. 12. № 4. 2020 Н.В. Уварина, А.В. Полковников психология. – 2018. – Т. 8. – № 1 (26). С. 174-178.
15. Малий Д.В., Медведев П.Н., Маркова М.Г. К вопросу об использовании иммерсивных технологий в образовательном процессе // Преемственность в образовании. – 2019. – № 22. С. 818-826.
16. Минина А.М. Определение виртуальной образовательной среды: комплексный подход // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 6. С. 71-76.
17. Роберт И.В. Конвергенция наук об образовании и информационных технологий как эволюционное сближение наук и технологий (для научных сотрудников и преподавателей учреждений профессионального образования). – М., изд-во: ИИО РАО, 2014. – 54 с.
18. Роберт И.В. Научно-педагогические практики как результат конвергенции педагогической науки и информационно-коммуникационных технологий // Педагогическая информатика. – 2015. – № 3. С. 27-41.
19. Роберт И.В. (2016) Развитие дидактики в условиях информатизации образования [Электронный ресурс] // YouTube. 17 ноября. – Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=qGEPBZiwoRo.
20. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях интеллектуализации деятельности и информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Педагогическая информатика. – 2017. – № 2. С. 12-30.
21. Роберт И.В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – № 4 (30). – С. 65-71.
22. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования // Педагогическая информатика. – 2019. – № 1. С. 108-120.
23. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 398 с.
24. Роберт И.В. Толковый словарь слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 108 с.
25. Сергеев С.Ф. Виртуальные тренажеры: проблемы теории и методологии проектирования // БИОТЕХНОСФЕРА. – 2010. – № 2 (8). С. 15-20.
26. Шабров Н.Н. Программно-аппаратные комплексы виртуальной реальности предсказательного моделирования в научных и инженерных исследованиях [Электронный ресурс] // Суперкомпьютерный консорциум университетов России. – Режим доступа: https://hpc-russia.ru/book1/23.pdf
27. Шихнабиева Т.Ш. Автоматизация процесса обучения и контроля знаний с использованием интеллектуальных моделей образовательного контента // Педагогическая информатика. – 2011. – № 5. С. 27-31.
28. Шихнабиева Т.Ш., Рамазанова И.М., Ахмедов О.К. Использование интеллектуальных методов и моделей для совершенствования информационных систем образовательного назначения // Мониторинг. Наука и технологии. – 2015. – № 2 (23). С. 71-77.
29. Cummings J.J., Bailenson J.N. How immersive is enough / Media Psychology. – 2016. – Vol. 2 (19). – P. 272-309.
30. Halawani Lv.Z., Feng A., Rehman S.U. Multimodal hand and foot gesture interaction for handheld devices // ACM Transactions on Multimedia Computing, Communications and Applications. – 2014. – Vol. 10. – P. 1-19.
31. Micropoulos T.A. Educational virtual environments: A ten-year review of empirical research // Computer and Education. – 2011. – Vol. 3 (56). – P. 769-780.
32. Potkonjak V., Gardner M., Callaghan V., Mattila P., Guetl C., Petrovich V., Jovanovic K. Virtual laboratories for education in science, technology and engineering // Media Psychology. – 2016. – Vol. 2 (19). – P. 272-309.
:
Скачать статью в формате PDF