Раздел: КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Страницы: 29-39
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-4-29-39 УДК 028.5 ББК 78.07 + 74.026.478
Заглавие: ЧТЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Авторы: Г.Я. Гревцева
Аннотация: Раскрывается актуальность проблемы развития читательской компетенции учащейся молодежи. Отмечается, что одним из условий социализации учащихся в изменяющейся социокультурной среде является чтение. Раскрывается сущность читательской компетенции в условиях информационно-цифровой среды, а также мотивы, значение чтения, читательской деятельности в развитии личности. Анализируются исследования ученых, посвященных чтению, формированию читательской компетенции. Уточняются понятия «осмысленное чтение», «социализация», «читательская культура». Выявляются факторы, препятствующие развитию читательской компетенции личности. Делается акцент на необходимость критического и осмысленного, профессионально-ориентированного чтения. Выделяются наиболее эффективные методы, приемы и средства развития читательской компетенции. Представлены результаты опроса студентов вуза об отношении к чтению. Определяются направления деятельности по привлечению к чтению обучающейся молодежи.
Ключевые слова: чтение, профессионально-ориентированное чтение, читательская культура, читательская грамотность, читательская компетенция, читательская деятельность, социализация, ответственность, образование, самообразование, самостоятельная работа.
Список литературы:
1. Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / пер. с англ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 344 с.
2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – Известия АПН РСФСР, вып. 70. – С. 106.
3. Аскарова В.Я. Челябинск: к созданию территории чтения [Электронный ресурс] // Сайт Российской Библиотечной ассоциации. – Режим доступа: http://www.rba.ru/content/activities/ section/30/publ/2012/2.pdf
4. Астапенко Е.В., Перелыгина Е.М. Осмысленное чтение как элемент современных образовательных компетенций // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2017. – Выпуск 4. – С. 159-165.
5. Бабич И.Н. Чтение как средство социализации личности в трансформирующемся обществе // Вестник РГГУ. – 2013. – № 2. – С. 54-66.
6. Бачурина И.А. Проектная деятельность библиотеки вуза культуры как пример социально ориентированного подхода в обслуживании пользователей // Библиотеки вузов Урала. – 2014. – № 13. С. 54-58.
7. Беленцов С.И., Малыхина О.Н. Актуализация идеи сознательности при обучении чтению в России в 60-70-е гг. ХIХ В. Ученые записки [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал Курского государственно- го университета. – Курск. – 2020. – №2 (54). – Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiyaidei- soz natel nosti-pr i- obucheniichteniyu- v-rossii-v-60-70-e-gg-hih-v
8. Беленькая О.Н. Читательская компетенция как базовая основа ключевых компетенций учащихся [Электронный ресурс] // Средняя общеобразовательная школа №76 имени М.Г. Галицкого. – Режим доступа: http://sarschool76.narod.ru/kompet_ BON_2012.pdf.
9. Васькина Н.В. Обучение профессионально ориентированному чтению студентов неязыковых вузов на основе извлечения концепта текста. – Нижний Новгород, 2010. – 26 с.
10. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дисс. … д-ра пед. наук. – СПб., 2008. – 432 с.
11. Горячева И.А. Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической классики. – Екатеринбург: Изд-во «Артефакт», 2020. – 304 с.
12. Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Болодурина Э.А., Банников М.И. Интегративный подход в учебном процессе вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. С. 262. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=26857
13. Грушевская Н.В. Формирование читательской компетентности будущих библиотечных специалистов: концептуальные основы и условия реализации: автореф. дисс. … к.п.н. – Краснодар. – 2019. – 31 с.
14. Гудов М.Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ: дисс. ... д-а культурологии. − Екатеринбург, 2015. − 328 с.
15. Колосова Е.А. Чтение как фактор ранней социализации современных российских детей // Вестник РГГУ. – 2009. – № 2.
16. Коменский Я.А. Об искусном пользовании книгами – первейшим инструментом развития природных дарований // Школьная библиотека. – 2000. – №5. С.58–62.
17. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации / Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 1155-р [Электронный ресурс] // Российский книжный союз. – Режим доступа: https://bookunion.ru/ projects/concept/
18. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.
19. Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2017 года №719-р) [Электронный ресурс] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». – Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/ Nats-progr-chtenia.pdf
20. Недвецкая М.Н. Педагогические условия активизации читательской деятельности подростков в учебно-воспитательном процессе: автореф. дисс. ... к.п.н. – М., 2003. – 24 с.
21. О педагогическом труде Я.А. Коменского «Великая дидактика» [Электронный ресурс] // Педагогика для родителей. – Вып. № 1. – 2008. – Режим доступа: https://strong2gether. r u /librar y-up/g reat-teachers-up2/ komensky-menu
22. Полякова М. «Вехи» − Интерактивная книга: истории и персоналии. Особенности направления в контексте искусства книги [Электронный ресурс] // Concepture.club. – Режим доступа: https://concepture. club/post/rubrika_2021/interaktivnajakniga- istorija-i-personalii-osobennostinapravlenija- v-kontekste-iskusstvaknigi
23. Разуваева Т.А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков: дисс. …к.п.н. – Тула, 2006. – 234 с.
24. Русских Е.В. Развитие читательской культуры юношества: эстетико-речевой аспект: дисс. … к.п.н. – Киров, 2016. – 186 с.
25. Сетевая электронная библиотека вузов культуры и искусств [Электронный ресурс] // Сайт ЧГИК. – Режим доступа: http://lib.chgaki.ru/default.aspx
26. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р) [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ. – Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71243400/
27. Сухомлинский В.А. – М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с.
28. Толстой Л.Н. Стенограмма беседы с коллективом редакции журнала «Смена» [Электронный ресурс] / Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика // itexts.net. Электронная библиотека. – Режим доступа: https://itexts.net/avtor-alekseynikolaevich- tolstoy/172654-sobraniesochineniy- v-desyati-tomah-tom- 10-publicistika-aleksey-tolstoy/read/ page-16.html
29. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – С. 557.
30. Центр чтения детского и юношеского чтения [Электронный ресурс] // Сайт ЧГИК. – Режим доступа: https://chgik. ru/guidebook/divisions/centr-chteniyadetskogo- i-yunosheskogo-chteniya
31. Шулер И.В. Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды: на материале обучения в вузе: дисс. … к.п.н. – Тюмень, 2011. – 176 с.
32. Problems of stable development of the region: informational security of multi-ethnic society (on the material of the South of Russia). Ed. by V.M. Yurchenko. – Krasnodar: Kuban State University, 2011. – 244 p.
33. Rosenberg N. V. Mass media influence on the youth’s way of life [Electronic resource] // Science. Society. State. – 2015. – №1. – Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/vliyaniesredstv- massovoy-informatsii-na-obrazzhizni- molodezhi
:
Скачать статью в формате PDF