Раздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 51-61
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-4-51-61 УДК 378.147 ББК 74.489.8
Заглавие: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
Авторы: А.Н. Богачев
Аннотация: Педагогическая деятельность все чаще связана с конфликтными и экстремальными ситуациями. При этом профессиональная устойчивость будущего педагога определяет его надежность и стабильность как профессионала, способность выполнять профессиональные задачи в эмоционально-напряженной, а часто и критической обстановке, оставаясь при этом эмоционально стабильным и избегая профессиональных деформаций. Целью статьи является теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме формирования профессиональной устойчивости будущих педагогов и проведение эмпирического исследования для выявления компонентов профессиональной устойчивости. Теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы привел нас к следующим выводам: 1) профессиональная устойчивость педагога определяет его надежность и стабильность как профессионала, сохраняя профессиональную стабильность поведения в различных педагогических ситуациях; 2) профессиональная устойчивость будущих педагогов рассматривается как качество личности, обуславливающее способность длительно, активно, без эмоциональных срывов, на высоком уровне продуктивности выполнять профессиональную деятельность, в том числе и в сложных и экстремальных ситуациях; 3) компонентами профессиональной устойчивости выступили мотивационный, ценностный и эмоциональный компоненты. Эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы: 1) в ходе изучения мотивационного компонента выявлена ярко выраженная материальная ориентированность будущих педагогов, при том, что ведущие мотивы, связанные с педагогической деятельностью сформированы на среднем уровне; 2) в качестве ведущих ценностных ориентаций были выявлены автономия (независимость) и предпринимательство, ценностные ориентации, связанные с педагогической деятельностью выявлены в среднем у 40% будущих педагогов; 3) показатели эмоционального интеллекта сформированы у будущих педагогов на среднем уровне, они лишь ситуативно способны снижать интенсивность нежелательных эмоций и управлять эмоциональным состоянием других участников образовательного процесса. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование привело нас к выводам о том, что формирование профессиональной устойчивости является актуальной проблемой для педагогических вузов и является перспективным направлением в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная устойчивость будущих педагогов, мотивация к осуществлению педагогической деятельности, ценностное отношение к педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность в психологии личности. – М.: Наука, 1980. – 335 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., Питер, 2008. – 400 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. – М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 302 с.
4. Дарвиш О.Б., Шептенко П.А Развитие психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе профессионально-личностной подготовки // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. – № 2-1 (74). С. 41-44.
5. Домырева Е.А. Ресурсы преодоления психологических трудностей в профессиональной деятельности педагога // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2015. – Т. 21. – № 2. С. 85-89.
6. Духновский В.В., Рахманский В.Л., Речкалова О.Л. Выраженность психологической устойчивости и ситуационных реакций у субъектов образовательного процесса, переживающих кризис // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2015. – Т. 8. – № 3. С. 36–43.
7. Жуина Д.В., Лобанова Н.А. Особенности профессиональной адаптации молодых педагогов в общеобразовательных организациях // Учебный эксперимент в образовании. –2020. – № 2 (94). С. 21-26.
8. Зорин Г.В. Вклад представителей неоавстрийской школы в теорию современного общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – СПб., изд-во: Изд-во: Санкт-Петербургский государственный университет, 2011. – №3. С. 240-249.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Изд-во «Academia», 2005. – 352 с.
10. Ломов Б.Ф. О пути построения теории инженерной психологии на основе системного подхода // Инженерная психология. – М., 1977. – № 3. С. 31-35.
11. Прохорова И.К. Опыт педагогического взаимодействия с субъектами образовательного процесса как фактор профессиональной адаптации молодых педагогов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – № 6 (218). С. 76-83.
12. Савченков А.В., Уварина Н.В. Профессиональная устойчивость как ключевая "soft skills" педагога // Вестник Марийского государственного университета. – 2019. – Т. 13. – № 3 (35). С. 375-382.
13. Свеженцева И.Б. К вопросу об определении понятия «профессионально-нравственная устойчивость будущего специалиста» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 1. С. 137-140.
14. Стрелова И.Э., Южанинова А.А. Психологические предпосылки успешности и устойчивости профессиональной деятельности руководителей и учителей // Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. – М., Одесса, 1984. – С. 167-170.
15. Усцелемова Н.А., Усцелемов С.В. Модель формирования у будущих бакалавров физической культуры профес-сиональной устойчивости средствами физического воспитания в процессе образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. С. 461.
16. Barak M., Levenberg A. Flexible thinking in learning: An individual differences measure for learning in technology-enhanced environments [Электронный ресурс] // Computers & Education. – 2016. – Vol. 99. – P. 39-52. – Режим доступа: https://doi. org/10.1016/j.compedu.2016.04.003
17. Certel Z., Bahadır Z., Kabaca E., Seraki S. Professional experience, tolerance, empathy and reading interests as variables predicting cognitive flexibilities of physical education teachers // International Journal on New Trends in Education and Their Implications. – 2018. – Vol. 9. – Issue 3. P. 41-51.
18. Janhonen-Abruquah H., Topp J., Posti- Ahokas H. Educating Professionals for Sustainable Futures [Электрон- ный ресурс] // Sustainability. – 2018. – Vol. 10. – P. 592. – Режим доступа: https://www.mdpi.com/2071-1050/10/ 3/592
19. Lee M., Pekrun R., Taxer J., Schutz P., Vog l., Xie, X. Teachers' emotions and emotion management: integrating emotion regulation theory with emotional labor research // Socialpsychology of education. – 2016. – T. 19. – vol. 4. – pp. 843-863
20. Mohammadi M., Ahmadipour N., Kouhdasht R.N., Bordbar N. Flexibility of Iranian Teachers Teaching Methods and High School Students’ Gains // Modern Applied Science. – 2016. – Vol. 10. – № 10. – P. 48-54.
21. Voss T., Wagner W., Klusmann U., Trautwein U., Kunter M. Changes in beginning teachers' classroom management knowledge and emotional exhaustion during the induction phase // Contemporary educational psychology. – 2017. – T. 51. – pp. 170-184.
:
Скачать статью в формате PDF