Раздел: ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Страницы: 113-120
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-1-113-120 УДК 355.2 ББК 68.43
Заглавие: ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МОДЕЛИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ
Авторы: М.В. Колесников
Аннотация: В представленной статье раскрывается содержательное наполнение рефлексивно-прогностического компонента структурно-содержательной модели военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ. В кратком изложении рассматривается актуальность и современное состояние проблемы формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооружённых Сил РФ. В схематичном виде показана разработанная структурно-содержательная модель военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров, включающая рассматриваемый рефлексивно-прогностический компонент, а также ценностный, мотивационный и когнитивный компоненты, их функции, цели и критерии. Проведён анализ понятий «рефлексия» и «прогнозирование». Исходя из специфики исследования, связанной с воинской службой курсантов учебных центров (военнослужащих по призыву) уточнены формулировки дефиниций данных терминов. Определено три уровня рефлексивно-прогностического компонента структурно-содержательной модели военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра, демонстрирующих развитие данного компонента у военнослужащих: низкий, средний и высокий. Кратко раскрываются критерии указанных уровней. Определяется значимость рефлексивно-прогностического компонента в процессе формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ.
Ключевые слова: рефлексия, прогнозирование, военно-профессиональная идентичность, рефлексивно-прогностический компонент, учебный центр Вооруженных Сил РФ.
Список литературы:
1. Анфалов Е.В. Формирование рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2018. – 198 с.
2. Бочкарева И.А. Пути создания рефлексивно-инновационной среды в процессе профессиональной практической подготовки студентов // Инновации в подготовке учителя: Сборник научных статей. – СПб., 2002. – С. 54-64.
3. Бережнова Л.Н., Новожилов В.Ю. Прогностическая функция аксиологического подхода к образовательной деятельности как рефлексивный процесс // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 4. С. 15-20.
4. Бауэр А. Философия и прогностика: мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования / под общ. ред. И.В. Бестужева-Лада. – М.: Прогресс, 1971. – 425 с.
5. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭксмоПресс, 2000. – 1008 с.
6. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. – М.: Магистр, 1995. – 112 с.
7. Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2003. – 49 с.
8. Давыдов В.В., Громыко Ю.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. С. 31-37.
9. Джига Н.Д. Рефлексия и образование // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 7. С. 38-43.
10. Иванцивская Н.Г. Повышение уровня педагогической рефлексии как основа непрерывной инновационной деятельности преподавателя: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Новосибирск, 1999. – 17 с.
11. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – 2-е изд., изм. и доп. – М., 1992. – 414 с.
12. Новожилов В.Ю. Педагогика как наука – рефлексирующая система // Педагогика в военном вузе как наука и как учебный предмет: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. – СПб.: СПб. ВИВВ МВД России, 2012. – Ч. 1. – 174 с.
13. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего: монография. – СПб.: Речь, 2003. – 351 с.
14. Ушева Т.Ф. Организационные основы для формирования рефлексии будущих педагогов // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2013. – № 3(24). С. 248-251.
15. Уварина Н.В. К вопросу о самоактуализации личности учащихся в учебном и воспитательном процессах // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики: материалы Приволжской региональной науч.-практ. конф. (24- 25 марта 2005 г., Набережные Челны). – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. – С. 287-289.
16. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии. – 1994. – № 3-4 (15-16). С. 76-121.
17. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. – М., 2005. – 800 с.
:
Скачать статью в формате PDF