Раздел: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
Страницы: 74-84
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-2-74-84 УДК 378.6 ББК 74.489
Заглавие: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Авторы: А.В. Пеша, Н.В. Шрамко, М.А. Николаева
Аннотация: В работе авторами реализована цель определения ключевых компонентов и характеристик образовательной среды университета как фактора влияния на надпрофессиональные компетенции будущих педагогов. В эмпирической части исследования авторами проведен онлайн опрос студентов педагогического университета для подтверждения гипотезы исследования. Утверждается, что многокомпонентная образовательная среда (социальный, технологический, пространственно-предметный компоненты) должна обладать такими характеристиками, как открытость, вариативность, избыточность и упорядоченность. Полученные результаты показывают высокую важность формирования надпрофессиональных компетенций будущих педагогов и средний уровень удовлетворенности студентов возможностями их усиления, предоставляемыми на сегодняшний день современной образовательной средой вуза. Результаты исследования будут полезны административно-управленческому и профессорско-преподавательскому составу вуза, которые ориентированы на развитие учебных программ в соответствии с потребностями современных образовательных учреждений и требованиями к подготовке педагогов.
Ключевые слова: высшее образование, компетентность, надпрофессиональные компетенции, образовательная среда вуза, педагоги, профессиональная подготовка, развитие компетенций.
Список литературы:
1. Головлева С.М. Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 4.С. 18–22.
2. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: дисс. ... д-ра пед. наук. – М., 1997. – 193 с.
3. Общероссийское исследование «Успешная адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Минобрнауки России. – Режим доступа: http://www.youngteacher. ru/
4. Орлов В.А., Лебедева В.П. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. – №. 4. С. 20-26.
5. Пеша А.В. Анализ существующих подходов к вопросу формирования надпрофессиональных компетенций выпускников высших учебных заведений // Достойный труд - основа стабильного общества: Материалы XI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 30 октября 2019 года. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. – С. 196-201.
6. Пеша А.В. и др. Развитие и оценка надпрофессиональных компетенций студентов университетов: теоретико- методологические основы. – Казань: Бук, 2020. – 248 с.
7. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7. – № 1 (26). С. 4
8. Рубцов В.В., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. – 1998. – №. 2. С. 24-25.
9. Сергеев С.Ф. Проектирование обучающих сред // Школьные технологии. – 2006. – №3. С. 58-65.
10. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. – 1997. – Т. 7. С. 177-184.
11. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – Т. 3. – №. 3. С. 133-138.
12. Шрамко Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов: дисс. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 220 с.
13. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
14. De Villiers R. The incorporation of soft skills into accounting curricula: preparing accounting graduates for their unpredictable futures // Meditari Accountancy Research. – 2010. – V. 18 (2). pp. 1-22. 15. Heckman J.J., Kautz T. Hard evidence on soft skills // Labour economics. – 2012. – V. 19 (4). pp. 451-464.
:
Скачать статью в формате PDF