Раздел: КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Страницы: 16-24
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-2-16-24 УДК 378.147 ББК 74.489.4
Заглавие: ВОЗМОЖНОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторы: Н.В. Уварина, Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков
Аннотация: Данная статья посвящена описанию возможностей волонтерских организаций и общественных объединений в подготовке будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности. Проблема снижения роли воспитания становится особенно актуальной для высшего и среднего профессионального образования, так как именно будущим педагогам в дальнейшем будет необходимо реализовывать социальную и экономическую миссию воспитания. Волонтерская деятельность придает воспитательному процессу вуза социальный контекст, а приобретенные умения и развитые личностные качества будут транслироваться педагогами в их будущей профессиональной деятельности. В рамках данной статьи описаны разработанные авторским коллективом принципы организации волонтерской деятельности как условия подготовки к воспитательной деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы разработана структурно-содержательная модель организации участия будущих педагогов в волонтерской деятельности. Модель реализуется с первого по четвертый курс обучения, при этом активные участники волонтерского движения, проявившие лидерские и организаторские умения, выступают в качестве менторов для студентов, только вовлекаемых в данную деятельность. Вовлечение студентов в общественную деятельность выполняет социальную функцию, обеспечивает формирование у них эмоционального интеллекта и эмпатии, а также социальной активности. Деятельность общественных объединений осуществляется в вузе на трех уровнях: общеуниверситетском (объединения студентов различных факультетов), факультетском и групповом. В статье также представлены этапы организации деятельности студенческих сообществ в вузе. Участие будущих педагогов в волонтерской деятельности в процессе их подготовки к воспитательной работе осуществляется на принципах вариативности, мотивационно-ценностной ориентации, активности и саморегуляции, добровольности и субъектности отношений.
Ключевые слова: волонтерские организации, общественные объединения, волонтерство, будущие педагоги, воспитательная деятельность.
Список литературы: 1. Акименко Г.В. Совершенствование
системы профессионального воспитания студентов через органы студенческого самоуправления на основе зарубежного опыта // Дневник
науки. – 2020. – № 3(39). С. 9.
2. Акутина С.П. Волонтерство как ценностно-смысловая ориентация студентов в будущей профессиональной
деятельности // Гуманизация образования. – 2019. – № 1. С. 10-18.
3. Гайдамашко И.В., Томашевская В.С.,
Цуникова Т.Г. Социальный аспект
управления качеством образования
в ретроспективе развития единого
пространства высшего образования //
Человеческий капитал. – 2014. – № 9
(69). С. 21-26.
4. Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева
А.А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 6.
С. 13.
5. Заярская Г.В. Роль профессионального волонтерства в процессе освоения специальности студентами
направления подготовки «Организация работы с молодежью» (на примере РГСУ) // ЦИТИСЭ. – 2016. –
№ 3(7). С. 13.
6. Колчина А.А. Актуализация воспитательных возможностей студенческих
сообществ в вузе // Социологические
и педагогические аспекты образования: сб. тр. Междунар. науч.-практ.
конф. / под ред. Л.А. Абрамовой,
И.Е. Поверинова. – 2019. С. 16-20.
7. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г.,
Гайдамашко И.В.Надежность осознанной саморегуляции как ресурс
достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского
университета. – 2020. – № 1. С. 77-95.
8. Няголова М.Д. Исследование устойчивых свойств личности в психологических теориях А. Валлона и
С.Л. Рубинштейна // Институт психологии Российской академии наук.
Человек и мир. – 2018. – Т. 2. – № 1.
С. 3-19.
9. Овсяницкая О.С. Организация деятельности волонтерских объединений по формированию гражданской
позиции студентов: системный подход // Веснік Віцебскага дзяржаўнага
універсітэта. – 2013. – № 3(75).
С. 97-102.
10. Савченков А.В. Экстремальная педагогика как фактор формирования
эмоциональной устойчивости педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8. – № 5. С. 22-40.
11. Титова Г.Ю., Середа А.В. Воспитательная работа на факультете как
пространство формирования готовности студентов педвуза – будущих
социальных педагогов к решению
задач профессиональной деятельности // Научно-педагогическое образование. – 2019. – № 1(23). С. 67-77.
12. Уварина Н.В., Савченков А.В. Профессиональная гибкость как «soft skills»
педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. –
Т. 11. – № 3 (45). С. 27-36.
13. Цилицкий В.С. Подготовка будущих
педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности как педагогическая
проблема // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2017. –
№ 9. С. 101-105.
14. Широких О.Б. Модернизация педагогического образования в условиях
регионального вуза // Педагогическое
образование и наука. – 2018. – № 1.
С. 68-71.
15. Якушкина М.С. Потенциал сетевого
взаимодействия и сетевого проектирования для формирования воспитательного пространства вуза //
Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2015. – № 4(39). С. 9-21.
: