Раздел: КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Страницы: 25-30
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-2-25-30 УДК 378 ББК 74.480
Заглавие: РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА
Авторы: Н.В. Горбунова, А.С. Фетисов
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы реализации индивидуальных образовательных траекторий в современной системе вуза. Особое внимание уделено персонализированному подходу, определяющему методологическое основание рассматриваемого направления. На основе теоретического анализа рассматривается содержательное наполнение понятия «индивидуальные образовательные траектории». Выявлены особенности реализации индивидуальных образовательных траекторий в современной образовательной системе вуза. Актуальность данного направления обусловлена требованиями к современной системе высшего образования, которые базируются на принципах персонализированного подхода. Целью исследования является рассмотрение автором причин недостаточного распространения и реализации индивидуальных образовательных траекторий в отечественных вузах. Предпринята попытка поиска возможных решений для более эффективного внедрения данного направления. Результаты анализа позволили определить, что основой индивидуальных образовательных траекторий в вузе является субъектная позиция студента. Индивидуализация образовательной системы позволяет целенаправленно и эффективно развивать профессиональные и личностные качества студента на основе уже сформированного уровня знаний, умений и навыков.
Ключевые слова: высшее образование, персонализация обучения, профессиональное и личностное развитие, самоопределение, самоорганизация.
Список литературы:
1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э.Э. Теоретико- прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 1. С. 17-25.
2. Климова А. С. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре технического вуза: авто- реф. дис. ...канд. пед. наук. – Самара, 2021. – 27 с.
3. Машевская Ю.А. Методика проектирования индивидуальных образовательных траекторий освоения информатических дисциплин будущими учителями: дисс. ...канд. пед. наук. – Волгоград, 2016. – 181 с.
4. Петровский В.А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. – 2009. – № 1. С. 41.
5. Савина Н.В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2020. – № 4. С. 82-90.
6. Тимошина Т.А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции, 7-9 октября 2010 г. / под ред. Л.А. Байковой, Н.А. Фоминой, А.Н. Сухова; РГУ имени С.А. Есенина. – Рязань, 2010. – С. 315-320.
7. Черняева Н.В. Проблема персонализации обучения за рубежом // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 2. С. 36-42.
8. Черняева Э.П. Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в процессе использования электронного учебника: авто- реф. дисс. ...канд. пед. наук. – Владикавказ, 2008. – 22 с.
9. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании: теоретические аспекты // Вестник МГИ- МО Университета. – 2015. – № 3 (42). С. 128-133.
10. Bulger M. Personalized learning: the conversations we’re not having [Элек- тронный ресурс] // Data and Society Working Paper. Available at. – Режим доступа: https://www.datasociety. net/pubs/ecl/PersonalizedLearning_ primer_2016.pdf.
:
Скачать статью в формате PDF