Раздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 65-81
Коды: DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-2-65-81 УДК 37.013.46 ББК 74.0
Заглавие: ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ В ТРУДАХ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ
Авторы: Н.К. Чапаев, А.В. Ефанов, Е.Ю. Бычкова
Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем обстоятельством, что сегодня в условиях тотальной перманентнизации образования одним из ведущих трендов его развития становится взаимопроникновение педагогических и производственных факторов. Это неминуемо приводит к противоречию между возрастающей потребностью в разработке адекватной системы эвристического обеспечения интеграции образования и производства, с одной стороны, и фактически игнорированием богатейшего позитивного опыта в этой области, представленного в трудах классиков мировой и отечественной педагогики – с другой. Сложные задачи реформирования профессионального образования могут быть успешно решены путем обращения к имеющемуся многовековому опыту. Цель статьи заключается в выявлении, анализе и обобщении идей интеграции образовательных и производственных факторов в классической педагогике и тем самым в удовлетворении насущной социо-образовательной потребности в создании современной системы эвристического обеспечения интегративного взаимодействия образования и производства на надежном фундаменте предшествующего опыта с учетом особенностей реалий современного образования и общества в целом. Ведущим подходом к исследованию проблемы выступает императив, требующий человека рассматривать как цель, а не как средство. В контексте нашего исследования это означает, что исходным объективным основанием педагогической интеграции в целом и интеграции образования и производства является «предмет воспитания» – человек, его потребности и интересы. Ни потребности производства, ни интересы ра- ботодателя не должны в идеале играть приоритетную роль в образовательной деятельности. Но вместе с тем надо помнить: они органически входят в ее поле. И здесь проблема «правильного» выбора методологии интеграции, сбалансированного подхода к ее осуществлению. О чем, собственно, свидетельствует представленный в работе историко-педагогический опыт. Результаты исследования: а) выявлены наиболее значимые идеи интеграции педагогических и производственных факторов в трудах выдающихся педагогов; б) определены основные направления данной интеграции, как-то взаимосвязь общего и профессионального образования; соединение обучения с производительным трудом; в) обозначены некоторые проекции элементов историко-педагогического опыта рассматриваемой интеграции на современные образовательные реалии. Материалы статьи могут быть использованы при моделировании, проектировании и конструировании современных подходов к решению рассмотренной в статье проблемы
Ключевые слова: интеграция, педагогические факторы, производственные факторы, образование для индустрии, синергетики, человекосообразное воспитание.
Список литературы: 1. Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. – М.: Экономика, 1984. – 525 с.
2. Бражник Е.И. Интеграционные процессы в современном европейском
образовании. – Санкт-Петербург:
Библиотека Академии наук, 2001. –
200 с.
3. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики [Электронный ресурс] // М.: Т-во
И.Д. Сытина, 1913. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vahterovosnovy-novoy-pedagogiki_1913.
78 Современная высшая школа: инновационный аспект. Т. 14. № 2. 2022 Н.К. Чапаев, А.В. Ефанов, Е.Ю. Бычкова
4. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Технологическое образование и инженерная педагогика // Образование и
наука. – 2020. – № 22 (3). С. 55-82.
5. Зиятдинова Ю.Н., Осипов П.Н., Безруков А.Н., Валеева Э.Э., Султанова
Д.Ш. Интернационализация инженерного образования. Российский
вариант: монография. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015. – 256 с.
6. Катханов К.Н. Педагогические основы производительного труда. – М.:
Высшая школа, 1987. – 359 с.
7. Копров В.М., Сапир Е.В. Интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы // Интеграция образования. – 2016. – № 20 (3).
С. 382–393.
8. Крупнов Ю.В. Экономика образования или экономия на образовании
[Электронный ресурс] // Интернет-журнал Русский Переплёт, 2002. –
Режим доступа: http://www.pereplet.
ru/text/krupnov23coct02.html.
9. Кустов А.И., Зеленев В.М., Мигель
И.А. Интеграция современных научных достижений и информационных
технологий с направлениями технологического образования // Современное технологическое образование:
материалы XXIV Международной
научно-практической конференции,
Москва, 08–11 октября 2018 года /
Московский педагогический государственный университет. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. – С. 229-235.
10. Манхейм К. Диагноз нашего времени: сборник / пер. с нем. и англ. – Москва: Юрист, 1994. – 700 с.
11. Машиньян А.А., Кочергина Н.В. Педагогическая интеграция как метод
построения межпредметных модулей
учебных курсов // Образовательное
пространство в информационную
эпоху: сборник научных трудов международной научно-практической
конференции. Москва, 05–06 июня
2018 года. – Москва: Изд-во Институт стратегии развития образования
РАО, 2018. – С. 679-692.
12. Пискунов А. И. История педагогики
и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до
конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. –
Москва: Сфера, 2004. –512 с.
13. Помелов В.Б. Сто великих педагогов. – Москва: Вече, 2018. – 415 с.
14. Ракитов А.И. Интеграция образования и науки как глобальная проблема // Интеграция образования. –
2016. – № 20 (3). С. 331–342.
15. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2: Вопросы обучения. – М.: Учпедгиз, 1954. – 735 с.
16. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография. – Екатеринбург:
Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. – 372 с.
17. Шапоринский С.А. Вопросы теории
производственного обучения. – М.:
Высшая школа, 1981. – 183 с.
18. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику // пер. с нем. Л.И.
Корнеева. – Екатеринбург: Уральский
гос. проф.-пед. ун-т, 1996. – 287 с.
19. Androne M. Notes on John Locke’s
views on education // Procedia - Social
and Behavioral Sciences. – 2014. – no.
137, pp. 74–79. (in English).
20. Gilead T. Reconsidering the roots
of current perceptions: Saint Pierre,
Helvetius and Rousseau on education and
the individual // History of Education. –
2005. – vol. 34, no. 4, pp. 427-439. (in
English).
21. Goodyear D. John Locke’s Thoughts
on Education. In: Peters M.A. (eds)
Encyclopedia of Educational Philosophy
and Theory. – Springer, Singapore, 2017.
(in English).
22. Gyeong-Geon Lee, Hun-Gi Hong.
John Amos Comenius as the prophet
of modern ideas in science education:
in the light of Pansophia // History of
Education. – 2021. – vol. 50, no. 1, pp.
1-26. (in English).
23. Integration of Academic and Vocational-
Technical Education: An Administrator's
Guide. By Norton R.E. et al. Repr. –
Athens (Georgia) [Электронный ре-
сурс] // The Amer, Assoc. for Vocational
Instructional Materials, 1988, 109 p. (in
English). – Режим доступа: https://
archive.org/details/ERIC_ED276873/
page/n3/mode/2up
24. International Encyclopedia of the Social
Sciences [Электронный ресурс] // D.L.
Sills, Ed. New York, Macmillan and Free
Press, 1968, vol. 17, 9000 p. (in English). –
Режим доступа: https://archive.org/
details/internationalenc0000unse_g6k4/
page/n7/mode/2up
25. Koerrenz R., Blichmann A., Engelmann
S. Georg Kerschensteiner and the
Industrial School // Alternative
Schooling and New Education. – 2018,
pp. 33-48. (in English).
26. Mclaren D.J. Robert Owen, William
MacIure and New Harmony // History of
Education. – 1996. – vol. 25, no. 3, pp.
223-233. (in English).
27. Sitarska B. Towards comeniology as
a science - the scientific and didactical
workshop; research methodology [Элек-
тронный ресурс] // Siedleckie Zeszyty
Kmeniologiczne, seria pedagogika. –
2019. – vol. 6, pp. 55-80. (in English). –
Режим доступа: https://czasopisma.
uph.edu.pl/szk/article/view/1480
28. Surry D. Technology Integration
in Higher Education: Social and
Organizational Aspects. – Hershey: IGI
Global, 2010. – 350 p.
29. Winkel R. Antinomische padagogik is
und kommunikative Didaktik. Studien
zu den Widerspruchen und Spannungen
in Erziehung und Schule. Dusseldorf,
Schwann, 1998. – 40 p. (in German).
30. Zajić J., Maksimović J., Petrovic G. The
significance of John Amos Comenius'
great ideas for the development of
pedagogical research [Электрон-
ный ресурс] // Siedleckie Zeszyty
Komeniologiczne, seria pedagigika. –
2021. – vol. 8, no. 8, pp. 195-206. (in
English). – Режим доступа: https://
czasopisma.uph.edu.pl/szk/article/
view/2716.
: